Как падение рубля повлияло на продажи туров: цены замерли, туристы спешат доплатить
На днях национальная валюта пробила знаковые отметки: больше 100 руб. стал стоить американский доллар, больше 110 – евро. Однако сегодня Центробанк внезапно поднял ключевую ставку с 8,5 сразу до 12% – рубль на время окреп, но затем снова стал терять в весе. Логично предположить, что динамика стоимости туров и поведения туристов повторяет поведение рубля, только в обратном направлении: ценник становится выше и туристы либо отказываются от заграничных путешествий, либо – если внесли предоплату – стараются быстрее расплатиться. Так ли это?
Как рассказывают турагенты, отрицательная динамика рубля на продажи туров практически не повлияла. «Ничего не происходит: продажи как шли, так и идут. Такое ощущение, что люди не обращают внимание на курс доллара или евро. Потому что где-то рост наблюдается по чеку, а где-то держится. Иногда даже стоимость снижается за счет дополнительных скидок от отелей», – говорит директор турагентства «Онлайн Тур» Игорь Блинов.
Похожую оценку высказали и в «Слетать.ру». «Из-за роста курса валют каких-то резких движений мы не видим. Скорее, это все проходит в общих трендах. Единственное, есть беспокойство у туристов по поводу оплат – чтобы не потерять на курсе», – сказала руководитель международных проектов компании Любовь Воронина, добавив, что те из туристов, кто внес предоплату за забронированный тур, стараются быстрее погасить оставшуюся сумму.
В «Слетать.ру» подтвердили, что в последнее время появились более выгодные предложения для отдыхающих. «На прошлой неделе мы наблюдали снижение цен по ряду направлений от крупных туроператоров. Например, по Турции», – отметила Любовь Воронина.
Турагент Андрей Федоров привел пример: «Подешевели отели “Селектум” в Сиде или Белеке: что при курсе в 90 руб. за доллар, что сейчас стоят примерно одинаково. И даже в рублях дешевле».
У Андрея Федорова есть объяснение, почему это происходит. По его мнению, цены на туры уже достигли своего потолка. А далее туроператоры, полагает Федоров, увидели спад продаж и заметили угрозу: если бы стоимость туров росла параллельно с ослаблением рубля, продажи могли бы вовсе остановиться. «Но это (снижение цены. – Ред.) касается, конечно же, массового сегмента. На продажи лакшери ни цена, ни курс практически не оказывают влияния», – подчеркнул Андрей Федоров.
При этом динамику продаж в настоящее время высокой не назовешь, говорят турагенты. Например, Виталий Комиссаров, директор по развитию Travelata, говорит об «околонулевом росте». Игорь Блинов подтверждает, что рынок несколько замер, однако дело тут, по его словам, не в ослаблении рубля. «Высокой активности нет. Но, по моим ощущениям, это не связано с курсом валют. Такое же движение было и в прошлом году. Мы все понимаем, что скоро будет межсезонье. Те, кто планировал отдыхать летом, уже отдохнул или продолжает это делать».