Войти в почту

Весить 50 килограмм и понравиться парторгу: как отбирали стюардесс в СССР?

Ежегодно в третье воскресенье августа в России свой праздник отмечают представители «небесных» профессий – летчики, диспетчеры, бортинженеры, бортпроводники и другие работники авиации. В этом году День воздушного флота России выпал на 20 августа, а отмечают его с 30-х годов прошлого века. Традиция праздновать Всесоюзный день авиации, как он назывался во времена СССР, закрепилась еще при Сталине. 18 августа 1933 года на Центральном аэродроме имени Фрунзе в Москве было организовано масштабное торжество с демонстрацией новейших образцов авиационной техники. На воздушном параде присутствовали члены Политбюро во главе с самим вождем.

Весить 50 килограмм и понравиться парторгу: как отбирали стюардесс в СССР?
© Мир24

В память о том параде День воздушного флота долгое время отмечался 18 августа, а в 1980 году дата стала плавающей.

В честь праздника смотрите специальный выпуск программы «Рожденные в СССР» 20 августа в 7:00 на телеканале «МИР».

Развитие отечественного воздухоплавания представлялось важной задачей как в Советской, так и в царской России. Так, 12 августа 1912 года император Николай II распорядился сформировать при Главном управлении Генштаба первую в стране часть военно-воздушных сил. Руководство части полностью взяло на себя задачи по развитию нового рода войск. Советская власть продолжила курс на развитие авиационной отрасли – как гражданской, так и военной.

В стране с такой обширной географией, как Россия, значение воздушного транспорта сложно переоценить: до некоторых труднодоступных районов невозможно добраться иначе как по воздуху. Благодаря слаженной работе огромного количества работников авиаотрасли каждый день осуществляются тысячи перелетов – как внутренних, так и международных. Торговля и туризм, гуманитарные миссии и дипломатические контакты между разными странами – все это сегодня невозможно представить без путешествий по воздуху. Полет на самолете для нас стал чем-то обыденным, поэтому мы редко вспоминаем о том, что за каждым рейсом стоит целая команда профессионалов. Одной из «небесных» специальностей мы сегодня уделим особое внимание – это стюардессы. Правильнее, конечно, сказать бортпроводники – ведь в эту профессию идут не только девушки. Однако исторически так сложилось, что бортпроводниками чаще идут работать женщины: по статистике, мужчин в профессии лишь около 30%.

Почему первыми стюардессами были исключительно худенькие медсестры и на какие жертвы приходилось идти советским девушкам, чтобы стать частью летного экипажа – расскажем в этой статье.

Худышки с медицинским образованием: какими были первые бортпроводницы?

Хотя сегодня мужчин-бортпроводников встретишь нечасто, именно они были первопроходцами в этой профессии. Бортпроводники появились в 1920-х годах в Германии, еще в эпоху дирижаблей. Первым бортпроводником считается немец Генрих Кубис, служивший на печально известном дирижабле «Гинденбург». В день крушения судна, 6 мая 1937 года, Кубис как обычно обслуживал пассажиров. Во время захода на посадку на дирижабле произошел пожар, а затем взрыв. Жертвами трагедии стали 36 человек. Но Кубису повезло: он спасся сам и помог выбраться из горящего судна нескольким пассажирам. В итоге бортпроводник не получил даже легких травм.

Женщины в авиации появились немногим позже мужчин. Первой стюардессой в истории стала американка Эллен Черч, которую наняла на работу компания United Airlines. В свой первый рейс Эллен отправилась 15 мая 1930 года. Самолет следовал из Сан-Франциско в Чикаго, на борту было всего 11 пассажиров. Полет был не из легких: 20 часов в пути с 13 остановками. Но Эллен сохраняла бодрость до самого конца, подбадривала уставших пассажиров и тщательно выполняла все их просьбы.

В итоге компания решила, что стюардессы должны стать неотъемлемой частью летного экипажа и сопровождать каждый рейс. Эллен Черч предложили набрать команду из семи девушек. Отбор велся по трем главным критериям: девушка должна быть не старше 25 лет, весить не больше 115 фунтов (52 килограмма) и иметь навыки медсестры. У каждого из этих требований есть простое объяснение.

Вес стюардессы в те годы имел действительно большое значение, и дело здесь вовсе не в эстетике. Дело в том, что первые самолеты были тесными и маленькими, поэтому тучных сотрудников авиакомпании позволить себе не могли – чем больше груз на борту, тем больше топлива придется израсходовать. Да и постоянно передвигаться в узком проходе между креслами полному человеку тяжело.

Работа стюардессы была тяжелой и требовала большой выносливости, а иногда и физической силы, поэтому на службу брали в основном молоденьких девушек. Ну и, конечно, образ стюардессы долгое время был сильно сексуализирован. Когда воздушные перевозки еще не стали обыденным делом, позволить их себе могли только очень обеспеченные люди. Как правило, это были немолодые мужчины – владельцы крупного бизнеса, политики, знаменитости и т.д. Разумеется, им было приятнее коротать долгий перелет в компании симпатичных молодых девушек, и владельцы авиакомпаний прекрасно это понимали.

Ну а с медицинским образованием все просто. Первых стюардесс действительно набирали исключительно из числа медсестер. В полете многим пассажирам становилось плохо: первые лайнеры летали довольно низко над землей, из-за этого их постоянно трясло. Да и психологический фактор играл не последнюю роль: даже сегодня многие боятся летать, что уж говорить о тех, кто жил век назад – для наших предков сесть в непонятную железную коробку и подняться на несколько километров над землей было смерти подобно. Но вид хрупкой отважной девушки, которая с невозмутимом видом плавно движется по трясущемуся салону и с улыбкой разливает чай, внушал спокойствие даже самым тревожным пассажирам.

Изначально круг обязанностей стюардесс был шире, чем сегодня: они не только разносили еду и напитки, помогали пассажирам уложить багаж и в случае необходимости оказывали медицинскую помощь, но также убирали салон и даже помогали пилотам в процессе заправки и выкатывании самолета из ангара. Кроме того, они играли роль гидов и развлекали пассажиров, рассказывая о местах, которые они пролетают.

Благодаря Эллен Черч и другим бортпроводницам, открывшим миру новую профессию, у стюардесс вскоре появилась собственная униформа (сначала это был обычный халат медсестры). Во время Второй мировой войны большинство медсестер ушли на фронт, и авиаперевозчики смягчили требования – в качестве стюардесс начали нанимать не только девушек с медицинским образованием, но всех, кто подходил по физическим параметрам. А жесткие требования к возрасту отменили только в 1970-х. Зато запрет для бортпроводниц выходить замуж и заводить детей продержался в США аж до 1980 года!

Так обстояли дела за океаном, а что же советские стюардессы, которым посвятили так много прекрасных песен и фильмов? Расскажем далее.

«Офицерские» зарплаты и армейская дисциплина: стюардессы в СССР

В Советском Союзе профессия стюардессы считалась невероятно престижной. В эпоху железного занавеса они были одними из немногих, кому удавалось путешествовать по всему миру. К тому же возможность постоянно общаться с пассажирами первого класса (в том числе иностранцами) сулила выгодное замужество. Но получить такую работу было непросто – отбор был очень строгим. Впрочем, обо всем по порядку.

Стоит отметить, что в СССР, как и на Западе, первыми бортпроводниками были мужчины, но постепенно, как и во всем мире, профессия приобрела «женское лицо». Но такой должности, как «бортпроводница» или «стюардесса» в советском трудовом законодательстве долго не существовало – девушек записывали то буфетчицами, то кладовщицами. Но их жажду работать в авиации было не унять, поэтому со временем стюардессы добились и права на полеты, и достойного отношения к своей профессии.

Манили девушек не только романтика неба и заграница, но и высокий заработок. Советские стюардессы получали в среднем 200-250 рублей в месяц. Такие зарплаты в те времена были не у каждого офицера! Кроме того, так как профессия считалась опасной, бортпроводницам полагались различные льготы: например, отпуск более 70 дней в году.

Но и спрашивали с бортпроводниц по всей строгости. Все-таки гражданская авиация в СССР всегда была полувоенной организацией, а потому и дисциплина была почти армейской. Первым и главным критерием, на который обращала внимание комиссия по подбору бортпроводниц, была внешность. Здесь все было почти как в США: кандидатка должна была весить не более 52 килограмм и быть ростом не выше 162 сантиметров. Со временем параметры были изменены на менее жесткие, но фигуре стюардессы все равно уделялось много внимания – она должна была быть пропорциональной и гармоничной. На лице не должно было быть шрамов и других изъянов, да и в целом подразумевалось, что кандидатка должна быть миловидной.

И, конечно, большое внимание уделялось манерам девушки, ведь стюардесса была «лицом» экипажа – первым человеком, которого пассажир видел, входя в самолет. Она должна была быть вежливой, обходительной, ни в коем случае не грубить пассажирам, даже если возник какой-то конфликт. Ну и, конечно, с приятным голосом и без дефектов речи.

Еще одним важным параметром был возраст. Когда американская бортпроводница Эллен Черч совершила отправилась в свой первый рейс, ей было 25 лет. Но по советским меркам карьера такой стюардессы клонилась к закату. В СССР бортпроводниц набирали с 19 лет. Если возраст кандидатки приближался к 30 годам, ей нечего было и пытаться. Предпочтение отдавали исключительно молодым – в силу их высокой работоспособности и крепкого здоровья.

Кстати, как и в Америке, замужним советским девушкам путь в стюардессы долгое время был заказан. К счастью, этот запрет давно в прошлом.

Помимо физических данных, оценивалось и образование будущих стюардесс. Конечно, в 19 лет мало кто мог похвастаться университетской корочкой, но, если у девушки на руках был диплом об окончании медучилища, ее шансы попасть на борт существенно возрастали. Медицинские навыки были очень важны, ведь во время полетов часто возникают нештатные ситуации: стюардесса должна уметь сделать искусственное дыхание, перевязать рану и даже принять роды.

Образование переводчика также было хорошим козырем для будущей бортпроводницы. Хотя на подготовительных курсах иностранные языки входили в обязательную программу, кандидатка должна была хотя бы прилично знать английский.

Но самое суровое испытание ожидало в конце. Девушка могла быть здоровой, как космонавт, и покорить всех безупречным знанием языков, но финальное решение зависело от собеседования с сотрудниками политотдела. Стоило хоть чем-то не угодить работникам парткома – прощай, карьера стюардессы!

Каблучки, макияж: как выглядели советские бортпроводницы?

Но все же избранным удавалось пройти все этапы отбора и получить заветное удостоверение в Министерстве гражданской авиации СССР. А дальше начиналось самое интересное. Волнительным моментом для каждой начинающей стюардессы была первая примерка униформы. Ее отшивали в Москве, в одном из известных модных домов. Форма много раз менялась. Так, в 1980-е все стюардессы выглядели одинаково: блузка, жакет и юбка. Позднее комплект был дополнен жилетом. В конце 90-х пришло еще больше разнообразия: в гардеробе бортпроводниц появились брюки и платья. Очень красивым и элегантным был зимний вариант униформы – пальто с меховым воротником, шапочка с миниатюрными ушками и кокардой. И, конечно, важнейшим и неотъемлемым элементом формы стюардесс был и остается шейный платок.

Всю униформу стюардессам предоставляла авиакомпания, за исключением одной детали – обуви. Ее девушки могли выбрать самостоятельно. Но и здесь был строгий свод правил: туфли должны быть строго определенного фасона, цвета, каблук – не выше пяти сантиметров.

За внешним видом советских стюардесс следили так же строго, как в армии. Волосы должны быть всегда чистыми и уложенными в аккуратную прическу – никаких вьющихся по плечам локонов! Одежда также должна быть безукоризненно чистой и отглаженной. Макияжу также уделялось много внимания: выйти в рейс ненакрашенной было все равно что голой. Но и разрисованной куклой стюардесса быть не должна – во всем необходима умеренность: слегка подведенные глаза, помада нейтрального цвета, легкий румянец.

Любое нарушение наказывалось по всей строгости и грозило потерей работы. Но, несмотря на все трудности, сотни советских девушек грезили небесной романтикой и мечтали поскорее отправиться в свой первый рейс.

«Девушка с плаката» и бросившая вызов террористам: чем прославились советские стюардессы?

Напоследок расскажем немного о самых известных советских стюардессах, на которых и сегодня ровняются представители этой захватывающей профессии.

Первой советской стюардессой была Эльза Городецкая. 5 мая 1939 года она обслуживала пассажиров самолета, следовавшего по маршруту Москва – Ашхабад. Именно в этом году в советском законодательстве закрепилась должность «бортпроводник». До этого же Городецкую, по одной из версий, записали как буфетчицу. Что, впрочем, имело некоторые основания: девушка сама готовила перекусы для пассажиров, разносила посуду и еду, а после полета убирала салон.

Еще одно знаменитое имя в списке советских стюардесс – Татьяна Виноградова. В СССР многие знали ее как «девушку с плаката». Татьяна пришла работать в авиацию, когда ей было 18 лет (для девушки сделали исключение и приняли раньше положенного возраста). В октябре 1970 года она решила принять участие в международном конкурсе бортпроводников стран Европы и выиграла гран-при как «Самая обаятельная». Фото, которое Татьяна отправила на конкурс, разместили на всех плакатах и рекламных стендах в СССР и за рубежом. После победы в конкурсе Виноградова стала официальным лицом крупнейшей российской авиакомпании.

А вот звание самой отважной советской стюардессы однозначно принадлежит Надежде Курченко, которая совершила самый настоящий подвиг. 15 октября 1970 года самолет, следовавший рейсом Батуми – Сухуми, захватили террористы. Когда один из них попытался проникнуть в кабину пилотов, Надежда Курченко, которая обслуживала данный рейс, преградила ему путь. Она успела предупредить экипаж об угрозе, но это стоило ей жизни – преступник несколько раз выстрелил в девушку, она скончалась на месте. Надежде Курченко было всего 19 лет, в конце года она планировала выйти замуж.

Террористы вынудили пилотов изменить курс и посадить самолет в турецком городе Трабзоне. Однако вскоре они были пойманы, а все пассажиры и экипаж того злосчастного рейса благополучно вернулись на родину. В ходе теракта ранения получили двое пилотов и один пассажир. Надежду Курченко похоронили в Сухуми.

За мужество и героизм Надежда Курченко была посмертно награждена боевым орденом Красного Знамени. В память о ее героизме были установлены несколько монументов: памятник в ее родном селе Новополтава в Алтайском крае и обелиск в горах на границе Абхазии и Краснодарского края.