об ужесточении ответственности при езде на электросамокатах
«Реакция публики, если судить по социальным сетям, в Москве и в Париже была примерно сходной. Большинство, одобряющее запрет, обеспокоено тем, что некогда мирное хождение по улицам с появлением средств индивидуальной мобильности (СИМ) делается всё менее безопасным. Растёт число таких средств — растёт число травмированных пешеходов. Раньше такого не было. Меньшинство, выступающее против запрета, отмечает большое удобство от СИМ».
Хотя сейчас отношения России с Францией оставляют желать много лучшего, есть и схождение между странами. В вопросе электрических самокатов впору исполнять бодрую песню:
«Москва — Париж,
Москва — Париж,
Идут вперёд народы!»
Во французской столице мэр Анн Идальго объявила, что в соответствии с опросом парижан, проведённым 2 апреля с. г., когда 89% участвовавших в голосовании пожелали, чтобы на уличную аренду электросамокатов был наложен запрет, с 1 сентября новый порядок будет введён в действие. Самокатным компаниям предписано в оставшиеся дни августа ликвидировать уличные пункты проката.
Разговоры на эту тему идут и в нашей древней столице. Председатель Государственной думы В.В. Володин на днях отметил, что в авариях, связанных с самокатами, страдают пешеходы, в том числе дети и пожилые люди, и заявил, что законодатель планирует повысить ответственность при езде на электросамокатах. «Предлагаются разные пути решения данной проблемы, в том числе радикальные, с полным запретом проката электросамокатов, и более умеренные, в рамках которых, к примеру, предлагается ограничить скорость или места пользования такими средствами передвижения». То есть думцы намерены (хотя, может быть, не столь радикально) использовать опыт парижских нововведений.
Реакция публики, если судить по социальным сетям, в Москве и в Париже была примерно сходной. Большинство, одобряющее запрет, обеспокоено тем, что некогда мирное хождение по улицам с появлением средств индивидуальной мобильности (СИМ) делается всё менее безопасным.
Растёт число таких средств — растёт число травмированных пешеходов. Раньше такого не было. Меньшинство, выступающее против запрета, отмечает большое удобство от СИМ. И вообще, как было сказано в «Записках из подполья»: «Свету ли провалиться, или мне на самокате рассекать?». Ответ очевиден.
Но в перспективе исторической всё шло к устрожению регулятивных мер — и напрасно хипстеры против того говорят.
Если не касаться попытки Г.Ю. Цезаря как-то урегулировать уличное движение в Риме (при оценке численности тогдашнего римского населения в миллион человек это было необходимо), то нынешняя эволюция движения берёт начало где-то с века XVIII. До этого было сплошное варварство и на улицах ад кромешный.
В 1610 году Генрих IV был заколот кинжалом на улице Медников (rue de la Ferronnerie) — его карета застряла в глухой пробке, что обеспечило убийце беспрепятственный доступ к жертве.
В конце XVII века Москве было не лучше. А.Н. Толстой описывает движение на месте нынешней станции метро «Чистые пруды»: «В Мясницких низеньких воротах — крик, ругань, давка, — каждому надобно проскочить первому, бьются кулаками, летят шапки, трещат сани, лошади лезут на дыбы. Алёшку исхлестали кнутами, потерял шапку, — как только жив остался! Выехали на Мясницкую… Вытирая кровь с носа, он глядел по сторонам: ох, ты!» Смешались в кучу кони, люди, полная свобода и дерегуляция.
Диккенс в «Повести о двух городах» изображал уличное движение в Париже и Лондоне второй половины XVIII века примерно сходным образом.
В истории Нового времени даже тротуар, т. е. часть улицы, предназначенная исключительно для пешеходов, появился лишь в 70-е годы XVIII века в Лондоне, несколькими годами позже — в Париже. Конные ездоки перестали давить пешеходов в прежних количествах. И за два с половиной века разделение улиц на тротуар и проезжую часть стало естественным. Люди (по крайней мере, в цивилизованных городах) успели забыть, как бывает иначе.
Но самокатчики им напомнили, вернув пешеходов в XVII—XVIII века. Или даже в более ранние века.
Возможно, тогдашнему пешеходу, смятому всадником, было хуже, чем теперь, когда его сшибает самокатчик, однако суть остаётся общей. Тротуар, прежде бывший полосой исключительно пешего движения и тем самым — зоной безопасности, теперь ею быть перестал.
Однако регулирование уличного движения по логике вещей, подтверждаемой также и историческим опытом, рано или поздно должно взять своё. Как это готовятся сделать в Париже и в Москве. Строжайшая зарегулированность автомобильного движения и полная дерегуляция электросамокатного движения вряд ли могут параллельно существовать в течение длительного времени, и тротуары должны снова стать безопасными.
Правда, должны-то должны, но не следует забывать и возможности чиновничье-самокатного лобби, для которого безопасность тротуаров означает упразднение (во всяком случае, сильное сокращение) высокодоходного бизнеса.
И в Париже новая регуляция встретила сильное сопротивление этого лобби, в крупных российских городах саботаж может быть и покруче. Уж больно серьёзные люди стоят за легкомысленными самокатами.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.