Правительство намерено выделить 2,6 млрд рублей закрытым аэропортам юга России. Они не работают из-за СВО с февраля 2022 года. В мае на эти же цели было выделено еще почти 2,5 млрд рублей из резервного фонда правительства. Что касается уже выделенных денег: 2,6 млрд сейчас и 2,5 млрд весной — речь идет о частичной компенсации расходов для аэропортов в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Анапе, Геленджике, Элисте, Липецке, Белгороде, Брянске, Курске, Воронеже и Симферополе. На что уходят эти деньги? По словам экспертов, все аэродромные комплексы делятся на федеральную часть — это взлетно-посадочная полоса и диспетчеризация — и коммерческую. Закрытые аэропорты не всегда закрыты полностью. Где-то, например, принимают и отправляют военные грузы. В любом случае речь идет о компенсации федеральной части, о ВПП, об управлении движением, говорит независимый аналитик по транспорту Дмитрий Адамидов.
Дмитрий Адамидов независимый аналитик по транспорту «Несмотря на то что аэропорт закрыт, все равно он что-то принимает, какие-то борта садятся и так далее. Но, поскольку в обычном режиме все-таки это входило в сумму обслуживания воздушных судов, гражданских, например, то сейчас, поскольку трафик упал, аэропортам добавляют, чтобы они продолжали функционировать, чтобы народ не разбегался и так далее. Насчет сумм — почему такие, а не другие: мне трудно судить, но, скорее всего, сумма формируется на основе заявок аэропортов. Зависит от трафика и использования, если аэропорт совсем не используется, народу меньше, кто-то в отпусках, кто-то на полставки переведен».
В прошлом году сумма поддержки закрытых аэропортов юга России превысила 7,5 млрд рублей. Так что не исключено, что в этом году будет еще один транш. Что касается Москвы, то уже несколько недель в столичных аэропортах включается план «Ковер» из-за подлетающих к Москве дронов. Только в минувший четверг более 40 рейсов ушли на запасные аэродромы.
По словам экспертов, московские аэропорты от этого, конечно, страдают, но не очень сильно. Кто-то даже зарабатывает, потому что задержанный рейс — это прибыль аэропорта в виде трат пассажиров на рестораны и прочие покупки. А борт, улетевший на резервный аэродром, «домой» рано или поздно все равно вернется, и аэропорт его посадит и отправит в следующий рейс. Львиная доля затрат при введении плана «Ковер» ложится на перевозчиков. Помогут ли им? Не факт — считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «В прошлом году авиакомпании получили огромную поддержку со стороны государства. Просто беспрецедентные были ассигнования и субсидии, и ввиду этого авиакомпании не только устояли, но еще и закончили год без убытков. Многие авиакомпании. А в некоторых даже прибыль. То есть государство, можно сказать, даже как бы профинансировало авансом авиакомпании с учетом того, что все эти вот сложности не исчезают и не сохраняются, и, думаю, сейчас Минтранс в оперативном порядке мониторит ситуацию на авиапредприятиях. Они регулярно отчитываются в Росавиацию обязательно о своем финансовом состоянии. И только в том случае, если будет видно, что финансовое состояние действительно серьезно ухудшается и требуется поддержка, то государство такую поддержку окажет».
Сейчас при введении плана «Ковер» в качестве альтернативы московским используют аэропорты Санкт-Петербурга, Самары, Казани, Ярославля и Нижнего Новгорода. Но с учетом того, что по, словам экспертов, примерно 80% всего потока авиаперевозок в стране проходит через Москву, полностью заменить московский авиаузел просто невозможно. Поэтому власти занялись оборудованием дополнительных позиции ПВО, причем не только у самой Москвы, но и на дальних подступах. На прошлой неделе было объявлено о том, в Орле заканчивают обустройство аэропорта для перехватчиков беспилотников.