Тихое место: превратится ли Великий Новгород в спальный район Петербурга после запуска ВСМ
Какие опасности для Великого Новгорода может принести ВСМ Губернатор Новгородской области Андрей Никитин во время последнего заседания регионального правительства рассказал, что лично он и его коллеги приложили огромные усилия для того, чтобы маршрут будущей ВСМ проходил недалеко от Великого Новгорода. В высоких кабинетах приходилось обосновывать нужность туристическим и экономическим потенциалом. Путь от областной столицы до Петербурга после строительства ВСМ по планам будет занимать 29 минут. И это, подчеркнул Никитин, ставит Великий Новгород перед новым вызовом. «Критически важно, чтобы появление ВСМ не привело нас к спальным районам, известным всем. Не превратило город в такой район. Должно быть понимание совместно с активной общественностью, как город должен развиваться – он должен быть уютным, зеленым, пешеходным, комфортным», – заявлял губернатор. Он отметил, что о развитии Великого Новгорода и окружающего город района нужно думать уже сейчас, так как «потом будет поздно». «Все будет построено, коробки эти бесконечные, где света белого нет, во дворах с машинами – нам это не нужно. Город должен быть по меньшей мере таким, как его восстанавливали после войны, он должен сохранить свою уникальную среду», – отметил Никитин. Превратится ли Новгород в спальный район Петербурга Без попадания в агломерацию современные малые и средние города почти всегда чувствуют себя не очень хорошо, считает президент Центра экономики и инфраструктуры Владимир Косой. Исключениями, подчеркивает он, становятся лишь узкоспециализированные центры – например, промышленные или туристические. «Поэтому ничего плохого в том, что Новгород станет частью петербургской агломерации, я не вижу. Посмотрите на тот же Пушкин или другие города-спутники Северной столицы. Они не утратили уникальности, а их уровень престижности как мест для проживания только вырос», – говорит Косой. Когда говорят про полчаса от Петербурга до Новгорода, то следует держать в уме несколько факторов, говорит эксперт транспортного развития территорий ООО «ЛабГрад» Илья Резников. «Во-первых, стоимость билетов. Если бы она была такая же, как на обычных электричках, где ехать 20–30 минут, то люди бы пользовались массово. Но на ВСМ, скорее всего, стоимость будет выше. И число людей, которые будут готовы ездить ежедневно, очень мало. И, скорее всего, такие люди уже давно переехали в Петербург», – отметил Резников Второй фактор, по его словам, расположение нового новгородского вокзала, который будет обслуживать ВСМ. Его построят за чертой города, поэтому путь до жилых кварталов займет не менее получаса на общественном транспорте. Все это, замечает эксперт, не даст стать Великому Новгороду «спальным районом Петербурга». «В целом Новгород мне видится довольно комфортным городом для жизни», – заключает Резников. Как ВСМ скажется на экономике Великого Новгорода Экономист, профессор РАНХиГС Александр Щербаков отмечает, что после появления ВСМ из Новгорода может начаться новая волна трудовой миграции, так как высокооплачиваемые рабочие места для местных квалифицированных кадров станут более доступными. При этом трудоустроенные в Северной столице люди смогут продолжать жить в родном городе. «Но это не очень страшно. Главное, чтобы заработанные деньги эти люди тратили в Великом Новгороде», – подчеркивает Щербаков. Выиграет от ВСМ, по мнению экономиста, туристическая сфера города – приток новых гостей даст импульс развития общепиту, гостиницам и турагентствам. У Великого Новгорода, говорит Владимир Косой, уже сейчас реализован и продолжает развиваться потенциал в культурно-туристической сфере – различные фестивали, спортивные мероприятия, продвижение достопримичательностей. «Возросшая доступность Петербурга, несомненно, серьезно укрепит функциональную особенность города», – отмечает Косой. При этом эксперт не разделяет опасений того, что Великий Новгород станет «серым пригородом Петербурга». «Нет примеров, когда города, имеющие богатый опыт самостоятельной жизни во всех сферах, превращались в спальные районы, где ничего не происходит. В Новгороде есть ядро культурной жизни, вокруг которого образовывается сообщество. Не стоит строить в центре города 24-этажные районы, и тогда он не превратится в «человейник», – говорит Косой. Городу, по его мнению, в составе агломерации нужно будет развивать университет, промышленность, так как он получит и дополнительные выходы на рынок – ведь он обретет 6 млн человек, которым будет очень легко приехать. Как должен поменяться Великий Новгород «Людям нужен удобный, зеленый город, в котором удобно перемещаться на различных видах транспорта, есть парки/скверы, куда можно сходить, развита смешанная функция районов, а не только спальные», – отмечает архитектор и урбанист Светлана Пудина. По ее словам, для полномасштабных городских изменений и понимания, как развивать город после появления ВСМ, необходим мастер-план. «Это может быть как хорошее исследование городской ткани на несколько томов и планы развития, так и пара листов с функциональным зонированием», – говорит эксперт. Сейчас же, сожалеет урбанист, мастер-план никак не закреплен в градодокументации, поэтому обязать его соблюдать не получится. «Даже никто не знает, что в нем должно быть», – подчеркивает Пудина. О необходимости создания мастер-плана Великого Новгорода говорил и губернатор Никитин. Поэтому жители, надо полагать, скоро увидят, каким областные власти видят развитие древнего города после появления ВСМ. Фото: ФедералПресс / Кирилл Конторщиков