Повторил подвиг отца: как потомственный летчик Сергей Белов спас жизни пассажиров
12 сентября утром самолет Airbus A320 авиакомпании «Уральские авиалинии» совершил аварийную посадку в чистом поле в Убинском районе Новосибирской области. На борту были более 160 пассажиров и шесть членов экипажа. «Вечерняя Москва» узнала подробности.
Сложное решение
По словам гендиректора «Уральских авиалиний» Сергея Скуратова, у лайнера А320, прилетевшего из Сочи, отказала одна из гидросистем при заходе на посадку в Омске.
— В этой ситуации по всем нормативным документам у командира очень мало времени, — отметил Скуратов. — Он должен уйти на второй круг и оценить возможные опасности. Командир принял обоснованное решение уйти на запасной аэродром в Новосибирске.
Из-за нехватки топлива пилот был вынужден посадить самолет на пшеничном поле. Никто при этом не пострадал. Пассажиры эвакуировались по надувным трапам. Им всем выплатят по 100 тысяч рублей. А причины происшествия тщательно расследуют. Самолет будут восстанавливать. Его эвакуация с места посадки может занять месяц и более.
Мечтал продолжить династию
Посадить самолет смог командир воздушного судна Сергей Белов, уроженец Волгограда. 28 сентября Сергею исполнится 33. Летчик он потомственный. 12 сентября Белов повторил подвиг своего отца, Владимира Лацабидзе, который 34 года назад, командуя лайнером Ту-154, спас жизни и здоровье пассажиров, экстренно посадив судно с неисправностью в аэропорту Одессы. А дед Сергея был военным штурманом.
— Я не представляю для себя другой профессии, — говорил ранее Белов. — Мечтаю продолжить знаменитую летную династию.
Самолет экстренно сел в поле под Новосибирском. Почему произошло ЧП и кто виноват
Еще в составе экипажа были второй пилот Эдуард Семенов и бортпроводники Дарья Глушакова, Айша Гумметова, Дмитрий Рябов и Дмитрий Костылев. Семенов — из Березовского, отец троих детей. После посадки он позвонил жене Анне, успокоил ее.
— Сказал, не волнуйся, сейчас в новостях показывать будут, — делилась Анна с прессой. — Посадил самолет в поле — правда, не в кукурузном, а в пшеничном.
По словам Эдуарда, эмоции он спрятал «далеко-далеко»:
— Они мешают выполнению профессиональных обязанностей. Скорее всего, они потом выплеснутся.
Своими глазами
Омский преподаватель Маргарита Каплина стала очевидцем происшествия.
— Я шла к ученику на улице Володарского и увидела в небе самолет, который двигался в сторону аэропорта, — сказала Маргарита «ВМ». — Я живу недалеко от Авиагородка, и пролетающие самолеты здесь не редкость, но было заметно, что с этим какая-то проблема. Он вдруг развернулся, полетел в другую сторону. Стал набирать высоту, скрылся за облаками. А подробности я узнала из новостей.
Пассажиров рейса сначала привезли в Дом культуры Новосибирской области.
— С ними все в порядке, мы накормили их, отпоили чаем. Они, конечно, были напуганы, — рассказали нам в Доме культуры.
Жительница Омска Мария летела тем рейсом.
— Мы пролетали над Омском, но развернулись и полетели в Новосибирск, — рассказала девушка. — С нами все хорошо, экипаж повел себя очень грамотно. Все были очень спокойны.
Пассажиры благодарны командиру воздушного судна и всему экипажу.
— Они сделали все, что могли, и сделали это грамотно, — считает пассажир Иван. — Даже царапин ни у кого нет и синяков.
Пассажиров рейса поездом доставили в Омск. Кому потребуется, окажут помощь психологи. Иногородним обеспечили ночлег, накормили. Предоставят им и транспорт до дома.
— По данным медиков, помощь на месте понадобилась лишь одному человеку из-за повышения артериального давления, — сообщили в региональном Минздраве. — Травм в результате экстренной посадки, по предварительным данным, никто не получил.
Мой папа — герой
Военный летчик, кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени Юрий Козловский высоко оценил действия экипажа самолета.
— Самое сложное в ситуации, когда сажаешь самолет не на полосу, а на грунт, — это выбор площадки, — отметил Козловский. — И заслуга экипажа в том, что они сделали верный выбор.
Сын второго пилота Эдуарда Семенова Олег считает отца настоящим героем. Он был в школе, когда узнал, что случилось. Сначала, конечно, Олег испугался.
— У меня начался как раз урок английского. Учительница вывела меня, рассказала все, но сразу сказала о том, что все хорошо, — рассказал журналистам школьник. — Сначала у меня паника была, потом прочитал и в Интернете, что все в порядке. Я сразу понял: мой папа — герой. Он очень целеустремленный.
О старшем бортпроводнике Дарье Глушковой известно, что ей 34 года. Она 10 лет работает в авиакомпании. Много путешествует, любит кататься на сноуборде, ходить в горы. А еще Дарья — донор крови. Другой бортпроводнице Айше Гумметовой — 22. Ее увлечения — вокал и балет.
Бортпроводник Дмитрий Костылев — из Свердловской области. Окончил Горный институт с красным дипломом, занимается спортом.
— Я всегда ему желаю счастливого полета, — отметила его мать. — Чтобы удача всегда была с ним.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Завалкин, заслуженный летчик-испытатель РФ:
— Экипаж сработал очень профессионально, на пять с плюсом. Сажать самолет в экстренных ситуациях — сложная задача, может произойти все что угодно. Ведь поле — это не взлетная полоса, на нем могут быть ямы, кусты, и летчик о них не знает. Успех в таких условиях зависит на 50 процентов от профессионализма летчика и на 50 процентов — от удачи.
КАК В КИНО
Сегодня — день рождения пилота Дамира Юсупова. 15 августа 2019 года он, будучи командиром воздушного судна Airbus A321, совершил аварийную посадку под Жуковским и получил звание Героя России.
— Не успев зарулить на стоянку после рейса, от коллег узнал новость: экипаж рейса U61383 совершил вынужденную посадку на поле в Новосибирской области, — делится Юсупов. — Пассажиры и экипаж живы и здоровы, самолет не получил значительных повреждений.
Все сегодня вернутся домой! Для меня это очень волнительная новость, сам пережил нечто подобное. Я горжусь вами, экипаж! О подвиге Юсупова снят фильм «На солнце, вдоль рядов кукурузы». Сценарист картины Алексей Гравицкий считает, что и о случившемся вчера можно снять кино.
— Здесь для кино даже больше материала, — сказал «ВМ» Гравицкий. — Есть полет, есть препятствия, решения и новые препятствия: события, которые можно растянуть и следить за ними на длинном отрезке. В то время как Дамир по сути успел лишь взлететь и приземлиться.
По словам Гравицкого, важно рассказывать о подвигах пилотов.
— В товарно-денежных отношениях, в которых мы живем уже много лет, почти стерлось понятие бытового героизма. А он есть. И о нем важно говорить, не забывать и подрастающему поколению напоминать.
Дети должны знать, что герой — это чей-то папа, спасший сотни жизней, просто потому, что у него работа такая. Собрать материал для сценария по недавним событиям не так трудно: о нем пишут, есть с кем поговорить.
— Сложнее другое: так выстроить историю, чтобы не наврать, рассказать ее интересно для зрителя и при этом никого не обидеть, — заключает Гравицкий.