Подвиг как работа: хроника удивительной посадки A320 в пшеничном поле
На этой неделе пилоты самолета Airbus А320, летевшего из Сочи в Омск, несмотря на отказ оборудования, смогли спасти жизнь всем пассажирам. Им удалось посадить борт на пшеничное поле под Новосибирском. О подвиге отважного экипажа – в сюжете корреспондента «МИР 24» Анастасии Стуровой.
12 сентября Airbus А320 отправился из Сочи в Омск. Взлет в 01:14. В 4:43, уже в зоне ожидания омского аэропорта командир доложил диспетчеру о технических проблемах. Случай из ряда вон. Именно гидравлическая система отвечает за управление самолетом. Airbus в своих лайнерах предусмотрел сразу три таких. Они обозначены разными цветами: синим, желтым и зеленым.
«Если просто упало давление в одной из гидросистем трех названных, можно подключить любую другую к той отказавшей. Но если произошло вытекание гидравлической жидкости, подключать рабочую гидросистему туда нельзя. Почему? Под давлением оттуда, от рабочей гидросистемы, эта жидкость точно так же утечет, как утекла из отказавшей гидросистемы», – сказал заслуженный пилот России Виктор Саженин.
У борта 1383 вытекла гидравлическая жидкость, как сообщили пилоты, из «зеленой» системы. Той, что регулирует, закрылки и спойлеры, которые снижают скорость лайнера при посадке. А на борту 167 человек. 23 ребенка. Командир объявляет: посадки в Омске не будет. В пять утра в небе над Омском 33-летний Сергей Белов принял решение увести борт в Новосибирск. Это плюс 600 километров.
Длина взлетно-посадочной полосы в аэропорту Омска составляет 2,5 километра. Это Невский проспект от Дворцовой площади и до Московского вокзала. Но самолету с поврежденной гидравлической системой, которая отвечает в том числе за торможение, требовалось большее расстояние для посадки. Такая полоса была в Новосибирске. Почти на километр длиннее.
Командир воздушного судна Сергей Белов в 2013-м закончил Санкт-Петербургский госуниверситет гражданской авиации. Там хорошо помнят его курс.
«Да, иной раз приходилось и ругать, и подправлять, и подсказать на праве отца. Эти ребята, выходя отсюда, должны обязаны принимать единственно верное решение и за это отвечать!» – рассказал заместитель декана Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации ( с 2006-2022 гг.) Гегам Тер-Маргарян.
«После пролета рубежа возврата на аэродром в Омске я сверил топливо с данными производителя. У нас топливо отличалось. После чего мы осознали, что до аэродрома назначения, до Новосибирска, не дотянем», – сказал Сергей Белов.
Под крылом тайга, а топлива в баках все меньше. На принятие решения оставались считанные минуты.
«Все говорили, что они были готовы к такому исходу событий: либо самолет разломится, либо он взорвется», – поделилась пассажирка Елена Гайдак.
«Всегда предпочтение летчики должны были отдавать паханным полям. Это входило в инструкцию. Если вдруг вы выбираете площадку с воздуха и есть альтернатива, есть выбор, то лучше садиться на паханное поле. Так как паханное поле считается ровным», – добавил пилот Андрей Литвинов.
Так 12 сентября в 5:44 утра по московскому времени командир воздушного судна Сергей Белов и второй пилот Эдуард Семенов посадили самолет на пшеничное поле Колхоза имени Ленина под Новосибирском. Шасси на 15 сантиметров увязло в черноземе.
«Мы бежали, мальчик бежал, пытался ждать маму, а она ему кричала: «Беги вперед! Не останавливайся!». Я вообще упала в поле и лежала. Смотрела на небо: слава Богу, я вижу небо с земли!» – рассказала пассажир Airbus А320 Елена Гайдак.
Позже стало понятно, что почти все топливо, действительно, оказалось выработано, поэтому удалось избежать пожара.
«Мы очень счастливы, что никто не пострадал, что все живы-здоровы. Для нас это самое главное», – сказала старший бортпроводник Дарья Глушкова.
Новосибирские спасатели пассажиров отправили в дом культуры села Убинское. К полудню по московскому времени посадка самолета на пшеничное поле – главная новость страны: с нее началось пленарное заседание Восточного экономического форума.
В причинах произошедшего в небе над Омском предстоит разбираться комиссии Росавиации. Пока известно лишь, что этому Airbus 19 лет. Его сертификат летной годности до конца 24 года.
«Выполнить такую посадку – это большое мастерство. Это самообладание. Люди не растерялись, приняли грамотное решение и выполнили эту сложную посадку», – сказал генеральный директор авиакомпании Сергей Скуратов.
В Екатеринбурге пилотов встречали с цветами.
В 2019 году другой борт авиакомпании вылетел из Подмосковья в Симферополь. Оттолкнулся от земли, набрал высоту и вдруг вспыхнул двигатель. Птицы попали в турбину. Вернуться на полосу лайнер бы не смог. Тогда пилот Дамир Юсупов – всего год он был в должности командира воздушного судна – направил самолет вниз, в кукурузное поле. Посадил на «брюхо», без шасси. Тот полет длился всего 93 секунды. Живы остались все – более 200 пассажиров и экипаж. Юсупов получил звезду Героя.
«Первое, что я сделал после посадки маме позвонил. Сказал, что все хорошо. Чтобы не переживала», – сказал командир воздушного судна Сергей Белов.
А сын второго пилота Эдуарда Семенова был в школе, когда в то самое утро 12 сентября отец вдруг позвонил домой.
«Я сначала очень испугался, потом у меня паника была. Очень боялся. А потом я прочитал новости и понял, что мой отец герой», – сказал сын второго пилота Эдуарда Семенова Олег.
Эдуард Семенов в гражданской авиации 13 лет. Но на поле борт до этого не сажал.
«Даже дома, в свободное от работы время, он без конца смотрел вот эти происшествия: разбор происшествий, как надо было поступать. То есть обучающие видео», – поделилась жена второго пилота Эдуарда Семенова Анна.
На память об этом в их квартире останется и маленький Airbus А320. Его Эдуарду когда-то подарили на работе. Теперь фигурка приобрела особый смысл.
Это приземление неслучайно назвали «пшеничным чудом». За последние 60 лет в гражданской авиации было всего 14 вынужденных посадок без жертв и серьезных ранений. Эта стала 15-й.