В США вновь появилась частная железная дорога.
Владелец Brightline - Fortress Investment Group, вкладывает в нее 5 миллиардов долларов. Планируется, что около 8 миллионов человек ежегодно будут совершать 3,5-часовое путешествие длиной 378 километров между крупнейшими туристическими центрами штата. Один билет стоит 158 долларов за поездку туда и обратно в бизнес-классе и 298 долларов - за поездку в первом. Семьи и группы могут купить четыре билета туда и обратно за 398 долларов. Ежедневно будут курсировать 32 поезда.
Brightline, которая в 2018 году запустила неоново-желтые поезда между Майами и Уэст-Палм-Бич по линии, длиной 112 километров, является первой частной междугородней пассажирской компанией, появившейся за последнее столетие. Компания также строит линию, соединяющую Южную Калифорнию и Лас-Вегас, которую она надеется открыть в 2027 году - поезда по ней будут развивать скорость 305 км/ч. Единственная другая высокоскоростная линия в США - это линия Acela компании Amtrak между Бостоном и Вашингтоном, которая открылась в 2000 году. Но Amtrak принадлежит федеральному правительству.
«Это очень важный момент, независимо от того, думаете ли вы об этом в контексте штата Флорида или о том, что это может означать для такого рода продуктов в других частях Соединенных Штатов», — считает генеральный директор Brightline Майк Райнингер. «Идее о том, что машина — единственный способ добраться туда, куда нужно, бросает вызов новый продукт — более безопасный, более экологичный. Это отличное ценностное предложение, это, наконец, весело».
Поезда Флориды, работающие на биодизеле, будут двигаться со скоростью до 127 км/ч в городских районах, до 177 км/ч, в менее населенных регионах, вплоть до 200 км/ч по сельскохозяйственным угодьям центральной Флориды. Brightline планирует возможное расширение в Тампе и Джексонвилле.
Джон Ренн, директор Центра городских и экологических решений Атлантического университета Флориды, уверен, что коридор Майами-Орландо является идеальным местом для высокоскоростной железной дороги: около 40 миллионов жителей и гостей Флориды ежегодно совершают эту поездку, причем более 90% из них едут на автомобиле.
Если Brightline добьется успеха, это может привести к появлению большего количества высокоскоростных линий между крупными городами на расстоянии от 320 до 480 километров друг от друга.
«Для Южной Флориды очень интересно стать своего рода испытательным полигоном для новой парадигмы высокоскоростного железнодорожного транспорта в Соединенных Штатах», — считает Ренн.
Поскольку компания Brightline находится в частной собственности, компания заинтересована в быстром запуске проекта для экономии средств. Что касается правительства, то одобренный избирателями в 2008 году проект высокоскоростных железнодорожных линий в Калифорнии еще не реализован. Однако он уже стоит на миллиарды больше, чем ожидалось, и перспективы его завершения неясны. Это произошло из-за того, что подходящий маршрут через горы оказалось сложно найти, а политики добавили сомнительные побочные проекты. Brightline начала планирование в 2012 году.
Однако развитие Brightline потерпело неудачу. Из-за COVID-19 линия Майами-Уэст-Палм-Бич была остановлена на 17 месяцев. Партнерство 2018 года с Virgin Group Ричарда Брэнсона по переименованию Brightline в Virgin Trains USA быстро сошла на нет. Brightline прекратила сотрудничество в 2020 году, а Virgin подала в суд в Лондоне. Согласно иску, Brightline заявляет, что Virgin «перестала представлять собой бренд с высокой международной репутацией, в основном из-за вопросов, связанных с пандемией».
Далее возникают вопросы безопасности людей, живущих вблизи трасс. Поезда Brightline имеют самый высокий уровень смертности в США. С момента начала операций Майами-Уэст-Палм погибло 98 человек — примерно один человек на каждые 51500 километров пути поездов, согласно продолжающемуся анализу федеральных данных Associated Press, начавшийся в 2019 году. На следующей по величине крупной железной дороге смертельные случаи происходят каждые 209200 километров.
Ни одна из смертей не была признана виной Brightline — большинство из них были самоубийствами, водителями, которые объезжали шлагбаум, или пешеходами, перебегавшими пути. Случаев со смертельным исходом в компании не было с июня, самого продолжительного периода, за исключением периода остановки из-за пандемии.
Тем не менее, уровень смертности в компании беспокоит чиновников.
Шериф округа Индиан-Ривер Эрик Флауэрс сказал, что представитель Brightline показался бессердечным во время недавней встречи, заявив, что его больше беспокоит объяснение процедуры Brightline по доставке пассажиров к месту назначения после аварии, чем то, как она справляется со смертельными случаями. «Похоже, они не испытывают никакого сочувствия к нашему сообществу. Мы просто мешаем им», — говорит Флауэрс, в чей округ входит Веро-Бич.
Brightline предприняла шаги, которые, по мнению ее лидеров, повышают безопасность, включая установку камер видеонаблюдения возле путей, установку более качественных шлагбаумов и пешеходных барьеров, а также размещение вывесок с указанием горячей линии по предотвращению самоубийств.
«Мы вложили значительные средства в инфраструктуру для обеспечения безопасного коридора», — подтверждает Райнингер. «Мы продолжаем работать буквально каждый день, уделяя особое внимание безопасности».
Райнингер говорит, что большинство пассажиров Brightline Майами-Орландо будут теми, кто регулярно ездит по этому маршруту, и теми, кто ненавидит поездку на автомобиле. Основными целевыми группами являются семьи, направляющиеся в тематические парки Орландо, а также путешественники, посещающие ночные заведения Южной Флориды, концерты, спортивные состязания и круизы.
Поездка между Майами и Орландо занимает около четырех часов в одну сторону по магистрали Флориды, а плата за проезд туда и обратно стоит от 40 до 60 долларов. Бензин стоит от 50 до 80 долларов, плюс износ автомобиля.
Райнингер говорит, что задача его компании состоит в том, чтобы убедить путешественников, что удобства его поездов оправдывают любые дополнительные затраты.
«Это ценность вашего времени», — сказал Райнингер. Поезд «дает вам возможность использовать время, которое вы посвящаете путешествию, любым количеством способов, которые вы не можете сделать, находясь за рулем».
Роберт Барр, который живет недалеко от Майами и издает путеводители по рому и регионам Южной Флориды, взял билет в Уэст-Палм-Бич и с нетерпением ждет возможности отправиться в Орландо. Он говорит, что условия внутри Brightline «действительно сравнимы с некоторыми из лучших поездов», на которых он ездил в Европе, где высокоскоростное железнодорожное сообщение между городами является обычным явлением. «У вас удобные сиденья и относительно тихая поездка. Это выглядит очень современно».