Работу туристических агрегаторов могут отрегулировать до конца года
Внести поправки в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», которые вводят понятие туристических агрегаторов, могут до конца года, правда, не факт, что их удастся быстро принять. Об этом TourDom.ru сообщил глава правового комитета ассоциации «Турпомощь» Юрий Барзыкин, комментируя итоги совещания, которое 28 сентября прошло в Комитете по туризму Госдумы. «Мой прогноз: в осеннюю сессию внесут, возможно, в этом году и примут. Во всяком случае, Минэк разделяет точку зрения, что понятие необходимо ввести в правовое поле», – сказал эксперт. По его словам, процедура сама по себе довольно длинная.
Новые поправки обозначают, что такое туристический агрегатор, определяют и правовые рамки. Например, маркетплейс не должен нести ответственность за качество услуг, которые выберет пользователь на цифровой площадке – все вопросы к исполнителю. При этом, если в сообщении содержится недостоверная информация, появившаяся с подачи агрегатора, и турист из-за этого понес убытки, раскошелиться придется маркетплейсу.
Тема агрегаторов была одной из самых обсуждаемых на конгрессе туроператоров, который прошел в сентябре в Актау. Рыночную долю маркетплейсов – MTS Travel, «Яндекс.Путешествия» и других – оценили в 7–10%, но она увеличивается. При этом работа площадок слабо регулируется. По словам заместителя гендиректора TEZ TOUR Владимира Каганера, если туроператоры находятся под давлением большого числа обязательств, требований, законодательных формальностей, то цифровые сервисы бронирования, прежде всего крупные маркетплейсы, также формируя турпродукт, не несут этих затрат, не включены в систему защиты туристов, а главное – избегают ответственности за неисполнение обязательств перед клиентами.
В итоге вопрос с агрегаторами был включен в итоговую резолюцию конгресса в Актау. В частности, как пояснил Юрий Барзыкин, было принято решение создать рабочую группу с участием профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации «по выработке единых правил деятельности турагрегаторов на территории РФ с целью введения их ответственности перед туристами».
Есть мнение, что придумывать правила работы интернет-площадок только в отдельно взятой сфере туризма очень странно. «Лебедь, рак и щука. Каждый хочет по-своему описать сущность на своем рынке. Это не правильно, –
в своем тг-канале эксперт Алексей Кожевников. – Снова вопрос к ФАС: если вы занимаетесь контролем цифрового рынка, то почему нет единого стандартного определения по цифровым платформам, маркетплейсам, ОТА и т. п.? Уже 2 года говорим об этом, и тишина».