Сучки и задоринки. Что мешает туристу осваивать чудеса Кузбасса?
Блогер, автор проекта «Кузбасс туристический» Ольга Лебединская объездила всю область. Развитие внутреннего туризма для неё – это личные траты на бензин и неприкрытое восхищение чудесами Кузбасса, которых в области, по её мнению, полно. Специально для читателей «АиФ-Кузбасс» она составила свой рейтинг кузбасских туристических достопримечательностей и рассказала, чего ей не хватило как туристу. В 2016-м, когда был создан северо-восточный туркластер области, Аман Тулеев, занимавший пост губернатора, поручил строительство новых зданий в Мариинске вести в стиле уездного сибирского городка конца XIX– начала XX века. Пришедший ему на смену губернатор Сергей Цивилёв обратил взгляд на другое направление кластера – Шестаково и на встрече с академиками института угля и углехимии РАН предложил открыть там международный палеонтологический комплекс. Шерегеш же был и остаётся вне конкуренции, когда речь заходит о развитии туризма в Кемеровской области. Это направление № 1. Мой вклад в развитие внутреннего туризма строится на том, чтобы путешествовать самостоятельно. Поэтому я не буду рассматривать вариант, когда вы заказываете и оплачиваете отдельную экскурсию, вас везут в комфортабельном автобусе, попутно рассказывая истории и детали о местах, которые вы видите впервые или которые уже приелись. Поэтому мой рассказ о том, как познакомиться с Кузбассом самостоятельно. Спойлер: это непросто. А где динозавры? Шестаково – новая точка на карте развития туризма, хотя место это уникальное не только для России, но и в мировом масштабе. Такие костеносные линзы с окаменелыми останками динозавров, какие находят там, – редкость. Пока ждём появления Международного палеонтологического центра, довольствуемся экскурсиями, которые организует областной краеведческий музей. Приехав в Шестаково в августе 2017 года, я ожидала увидеть кипучую деятельность палеонтологов и скелеты динозавров по всему селу. Погода была мрачная, накрапывал дождик, и на сельских улицах не было ни одной живой души. Правда, удалось увидеть туристические указатели, которых в Кузбассе не так много, да пару информационных баннеров, сообщавших о том, что тут вообще происходит. На холме возвышалась смотровая площадка на живописный Шестаковский яр, на кладбище динозавров. Но если бы не указатели, было бы сложно понять, в каком уникальном месте на карте Земли мы находимся. Были попытки найти какой-нибудь информационный центр, но увы. Музей тоже был закрыт. Село будто вымерло вместе с динозаврами, хотя о присутствии жизни тут говорила стая баранов, которые почему-то были без пастуха. Бензина оставалось критически мало, ближайшая нужная заправка была в Мариинске, надвигались сумерки, и надо было выбираться. Поэтому дальше я ехать не рискнула. О ночлеге речи не было. Ровными рядами по улице Школьной простирались дома местных жителей, а намека на туристический приют не было. Дорога туда и обратно была грунтовая, правда, к чести Чебулинского района, хорошо укатанная. Но всё равно подвеска автомобиля оказалась чувствительна к мелким выбоинам. Асфальтированная дорога была бы куда приятнее для путешественника. Несолоно хлебавши, без лицезрения скелетов доисторических ящеров, я вернулась в Кемерово. С Шестаково удалось урвать лишь живописные виды и фото редких для нашего региона туристических табличек. Поэтому без экскурсовода я туда больше не поеду. Считаю, что самостоятельное путешествие туда, пока нет палеонтологического музея и гостиницы, подойдёт разве что любителям одиночества. Снежая жемчужина Шерегеш завоевал приз престижного Международного конкурса National Geographic Traveler Awards 2018. Шерегеш должен стать курортом № 1 в мире. В Шерегеше можно увидеть йети, покататься на лыжах, да не просто с высоты 1200 метров скатиться, а в Книгу рекордов Гиннесса попасть. Много чего можно увидеть в Шерегеше. Только надо до него доехать. Дорога, безусловно, живописная, но не самая простая в сравнении с другими магистралями Кузбасса. Оно и понятно: горная местность, крутые виражи и всего две полосы. Повороты серпантина не всегда безопасны, и кое-где отсутствуют ограждения, что приводит к тому, что автопутешественники вылетают в кювет. Неоднократно видела такую картину. В соцсетях turkuzbass.ru я провела опрос среди подписчиков «С какими трудностями вы столкнулись в Шерегеше и что хотели бы изменить?» Ответы не удивили. Те же самые проблемы туристы перечисляли ещё в 2015 году – нехватка мест на парковке, высокие цены, недостаток развлечений и сложная для понимания, куда бежать, инфраструктура. Больше всего недовольства вызывают цены. «Как в Куршевеле», «Как в Таиланде», «В Таиланде дешевле», «Более чем неоправданные», - отзывались местные путешественники. Ещё туристов пугает первое знакомство с Шерегешем. «Куда пойти? Куда податься?» – задают эти вопросы первооткрыватели популярного курорта. И действительно, если ты не местный, легко запутаться, начиная от внутренних пешеходных дорожек, заканчивая тем, куда пойти поесть или справить нужду. И это при наличии путеводителей и справочного центра на въезде! Несколько человек отметили отсутствие гостеприимства и хамство персонала. Случаи нечастые, но бывают. А когда ждёшь гостей со всего мира, хотелось бы высококлассного сервиса. Цены на гостиницы, прямо скажем, отпугивают туристов. Тем не менее они каждый год забиты под завязку и тогда встаёт другая проблема: где жить? Из положения можно выйти, арендовав квартиру в посёлке. Не на горе, но до неё рукой подать и видно из окна почти любой квартиры. Этим успешно пользуются местные жители, получая неплохой ежемесячный доход. Очередь на подъёмники давно стала притчей во языцех. 1 млн туристов за сезон – шутка ли! Где ж тут всем уместиться? Некоторые жалуются, что вынуждены стоять в очереди по полчаса, а то и больше, чтобы один раз скатиться с горы. Удручает горнолыжников и сноубордистов отсутствие единого ски-пасса. Для меня отдых в Шерегеше – это отдых выходного дня. Несмотря на то, что сейчас развлекательная сфера стремится к развитию и укрупнению, если ты не приехал кататься, то ты приехал ходить. А ходить особо негде. Однако можно пойти в ресторан с экзотической таёжной кухней, за сувенирами, атмосферой, покататься на подъёмниках, снегоходах и сделать красочные фотографии. Но не хватает ещё каких-то мероприятий. Впрочем, надо уметь их находить, быть подписанным на местные информационные порталы. В условиях информационной избыточности трудно уследить за всем. Неплохой идеей кажется анонсировать календарь мероприятий и свести всё это к единому стандарту. Уже прославились на весь мир, а недочёты есть. Именно эти факторы становятся причиной недовольства многих туристов. Однозначно Шерегешу надо расти, становиться более просторным, понятным и гостеприимным. Шестое чудо Кузбасса Купеческий город, город-музей, маленькая копия старого Томска. Пока Мариинск притягивает только любителей старины. Те, кто едет полюбоваться архитектурой имперской Сибири в Томск, с успехом могли бы приезжать и в Кузбасс, чтобы не просто сравнить, а увидеть город практически в первозданном виде. Мариинск хранит эту особую атмосферу, не нарушая свой облик многоэтажками, обилием ТЦ и дыханием современности. Поэтому этот северо-восточный город Кузбасса когда-то и стал шестым чудом региона. Несмотря на то, что это город-музей, мне так и не удалось купить там каких-то сувениров. Ближайший киоск прессы на территории автовокзала смог предложить мне только магнит «Матрёшка» с изображением городских достопримечательностей. А хотелось уменьшенную копию памятника картошки, как минимум. Многих кузбассовцев смущает географическая отдалённость Мариинска и не совсем приятная извилистая дорога, которую приходится делить с грузовыми фурами. Действительно, только из Кемерова добираться до Мариинска приходится три часа на автобусе. Если предположить, что путешественник решил добраться из Таштагола, ехать ему придётся около 12 часов. Ещё и с пересадками. Огорчило то, что я не нашла автобусных рейсов между этими двумя городами. В этом смысле больше всего повезло томичам. Им можно преодолеть чуть больше 200 км и навестить своего «младшего брата». И если для кузбассовцев, воспитанных в пейзажах индустриальных городов, помнящих советские пятилетки, Мариинск выглядит чудаковато, то для гостей из соседнего региона город вызовет приступ ностальгии и радость оттого, что прикоснулись к чему-то родному. Мой вывод – в Мариинск нужен транспорт. Если мечтать – скоростная электричка, как из Питера в Выборг. И ещё городу нужен ремонт. Хотя бы косметический.