Войти в почту

Реставрация и дополненная реальность: планы нового руководителя "Херсонеса"

Недавно директор "Херсонеса Таврического" Светлана Мельникова покину свой пост. С 11 декабря она возглавила Владимиро-Суздальский музей-заповедник, которым руководила до переезда в Севастополь. Вместо нее управлять севастопольским объектом (пока в качестве врио директора) будет Елена Морозова, которая приехала из Санкт-Петербурга. О своих первых шагах в новой должности она рассказала корреспонденту РИА Новости Крым. – Елена Александровна, кто предложил вам возглавить "Херсонес Таврический" и почему? – Поскольку "Херсонес Таврический" — федеральный музей, инициатива шла от министерства культуры России. Предложение мне было сделано от министра. На тот момент я работала в музейно-выставочном центре Санкт-Петербурга. Это новый объект в городе — очень большой, очень интересный. Так получилось, что я принимала участие в его строительстве – буквально с первой сваи, организовывала подбор персонала, формирование государственного задания. Скорее всего, по результатам этой работы мне поступило предложение приехать в Севастополь и приступить к работе в "Херсонесе". – Вы долго думали над этим предложением? – Думала не долго. Во-первых, для меня это была лестная история. "Херсонес" хоть и находится в самом миниатюрном субъекте РФ – Севастополе, но даже по меркам большой России это великий музей, особенно с точки зрения исторического наследия – это и Античность, и Византия, и история Древней Руси, и средних веков, это и современность, и огромные площади, и большой коллектив. Кроме того, меня поддержала семья. Супруг мне сказал: два раза таких предложений не делают. – Вы рассматриваете назначение как ступеньку в карьерном росте? – И как карьерный рост, и как большое доверие. Я и до назначения знала, что такое "Херсонес". Приезжала сюда и во времена Украины, и после возвращения Крыма в состав России. Но то, каким я увидела заповедник, когда приехала сюда 20 ноября, меня впечатлило еще больше. – А что вас впечатлило? – Масштаб музея. Мощная археология, экспозиции. 12 лет тому назад, когда я была здесь впервые, меня больше интересовал Свято-Владимирский собор, сам музей в меньшей степени. Тогда на меня территория городища не произвела такого мощного впечатления, как сейчас. Мне кажется, что музей должен тебя удивить с первой секунды. Должно быть сильное первое впечатление. А уже потом посетитель постигает тайны музея, его экспонаты. Именно тогда момент просвещения становится важным. Поэтому в этом году была проделана большая работа по входной группе – парадным воротам музея. И это дало результат. – Вы находитесь в Севастополе уже больше месяца, что вы смогли понять о городе, музее, ваших новых коллегах? – Я приехала из большого города – Санкт-Петербурга. Когда летела сюда на самолете, эмоции были разные. Когда я раньше приезжала в Севастополь, то в основном проживала в удаленных районах (Учкуевка, Любимовка) как обычный турист. Теперь я понимала, что Севастополь становится моим домом. Первый выход в город я совершила буквально недавно. Я увидела регулярный белокаменный город, не очень большой, но очень яркий. Назвать его провинциальным вообще не поворачивается язык. Город играет большую роль в нашем государстве. Это отельная страница истории России. Севастопольцы очень любознательные: активно принимают участие в жизни своего города, я уже обратила на это внимание, и это правильно. Я думаю, что Севастополь станет моим вторым домом. О сотрудниках музея могу сказать, что у нас великолепнейшая команда. Очень бы хотелось, чтобы "Херсонес" со мной оставался надолго. – Вам уже рассказали об особенностях работы в Севастополе? Во времена Украины были одни "правила игры", теперь же совершенно другие, а менять привычки людей непросто. – Я бы назвала это не правилами игры, а законами. Музей сейчас живет в рамках законодательства Российской Федерации, и работать мы будем по закону. Изначально я приехала сюда в качестве первого заместителя директора. Мне очень помогло, что в течение месяца я была первым заместителем директора. Светлана Евгеньевна (Мельникова – бывший руководитель "Херсонеса Таврического") не скрывала от меня ни одного своего шага. Я была свидетелем всех совещаний: и с коллективом, и с подрядными организациями, с которыми мы работаем. Она позволяла мне прикоснуться и к текущей документации. За этот месяц я не вошла в глубинные аспекты, но представление о хозяйственной деятельности музея, о том, какой это огромный организм, уже есть. Раньше я видела только городище, и не имела понятия о Херсонесском хоре. Теперь я понимаю, что Херсонес – это градообразующий музей, потому что он в какой-то степени участвует в формировании этого города. Старинные усадьбы, античные памятники разбросаны по всему Севастополю. Врио директора музея-заповедника "Херсонес Таврический" Елена Морозова – Какие основные столпы развития "Херсонеса Таврического" вы для себя определили? – Если говорить об обозримом пространство музея – не хора, а городище, я хотела бы его сделать более наглядным и понятным. Должна быть установлена очень мощная современная система навигации с блоком дополненной реальности. Часто памятники археологии тяжелы для восприятия, и только узкому кругу специалистов может быть понятно расположение усадеб, улиц, построек. Для обывателя нужно доработать эту визуализацию. Поэтому мы бы хотели дополнить музей современными лайтбоксами (небольшая конструкция с вмонтированным экраном), чтобы человек, гуляя по улицам древнего Херсонеса, наглядно представлял, как это могло быть. Может, реальность будет дополнена звуками улиц того времени: голосами херсонеситов, стуком мастерских, скрипом повозок. Также мы бы хотели более масштабно показывать объекты наших находок – сделать самый настоящий пифосарий. Конечно, мечтаем создать розовый павильон Уваровой (графиня, вдова археолога, графа Уварова). Это было бы место особой притягательности, рассказывающее еще об одной странице истории Херсонеса – о семье, которая принимала активное участие в жизни этого древнего места. – На каком этапе создание духовно-просветительского центра, инициатором которого выступил президент России Владимир Путин? – В январе к нам приезжают представители Фонда гуманитарных проектов (будет реализовывать проект), с которыми мы будем обсуждать план освоения территорий, переданных министерством обороны для создания духовно-просветительского центра. На этих землях мы должны будем произвести и археологические изыскания – памятники ни в коем случае страдать не должны. Мы будем обсуждать размещение центра. Основные требования к проекту – комфорт, современные технологии, логичная инфраструктура. – С жителями города будет обсуждаться внешний вид знания центра? – Я уверена, что обсуждение будет, и что это будет привлекательный объект для горожан. Раньше крымская епархия претендовала на большинство зданий заповедника. Как складываются ваши отношения с церковью, в частности, с настоятелем Свято-Владимирского собора Сергием Халютой? У нас прекрасно складываются отношения. Верующие могут спокойно проходить на территорию и посещать храм Владимира и храм Семимучеников. В концепции развития музея мы отдельной рубрикой будем представлять духовно-нравственное воспитание. Будет создан особый туристический маршрут, я назвала его "паломническим маршрутом", который будет посвящен связи государства и церкви. Мы будем рассказывать об истории храмов, об архитектуре, мы будем особое внимание уделять христианству. И отец Сергий будет для нас хорошим партнером. Мы дружим, у нас общая территория, и общие цели. Музей останется музеем, а храм храмом. – Расскажите о планах развития удаленных территорий заповедника: крепостях Чембало и Каламита. – Это будут отдельные блоки в концепции развития "Херсонеса Таврического". Каждый наш сотрудник понимает, что Чембало является ресурсом экономического развития музея. Это очень притягательное место для туристов, но крепость должна быть доведена до экспозиционного совершенства, чтобы любоваться ею было приятно, привлекательно и безопасно. Не говоря о том, что нужно провести все необходимые работы для сохранения этого памятника. Крепость находится в открытом экспонировании – на нее влияют и атмосфера, и люди. Наша задача — провести все необходимые работы по музеефикации, консервации, реставрации объекта, создать условия для безопасности, чтобы сделать Чембало достойным объектом туристического показа. Наша мечта – создание музейно-информационного центра в Балаклаве, где бы находился наш выставочный зал, наши музейщики, и откуда бы мы начинали экскурсии перед подъемом к самой крепости Чембало. – Когда это может быть реализовано? – Я надеюсь, что министерство культуры поддержит наши идеи. Думаю, в 2019 году мы начнем проектную работу. Это все не быстро: должны отработать эксперты, мы должны получить заключения, утверждение проекта, только после этого начнется работа руками. – Планы по крепости в Инкермане? – По Каламите планы такие же. Я знаю, что туда возят туристические группы и нам очень обидно, что мы не участвует в этом экономическом процессе. Пусть не обижаются на меня представители туристической отрасли, но все-таки "Херсонес" должен иметь первое право на свои объекты. Я думаю, что и тут будут созданы определенные маршруты и будут проведены все необходимые работы для комфортного посещения этого места. – Со временем эти территории будут огорожены, появится плата за вход? – Посмотрим. – Будет ли введена плата за вход в "Херсонес" для севастопольцев? – Сейчас пока я не намерена что-либо менять. Пока мы не будем вводить плату для севастопольцев. Хотя планируется повышение платы для гостей – примерно вдвое (со 100 до 200 рублей за вход). Мы следуем за экономикой и наблюдаем за ценовой политикой музеев России. Поймите, каждый билет для нас — это благодарность и помощь музею. Мы бесконечно уважаем гостей, и очень им рады, мы будем продумывать систему преференция для наших постоянных посетителей и туристических компаний. Будет обоюдовыгодное сотрудничество. Врио директора музея-заповедника "Херсонес Таврический" Елена Морозова – Светлана Мельникова прекратила практику купания в Херсонесе. Как вы относитесь к этому? – Вы правильно задали вопрос – практика купания. Херсонес — это музей. Мало того, это музей, который хранит древности, которые располагаются на побережье. Море очень ласковое, для людей оно привлекательное, но для памятника это агрессивная среда. Побережье надо беречь, чтобы не уходили памятники, наше культурное наследие. Херсонес расположился на отвесной скале, а это очень опасное место для купаний. Я сейчас попросила работников архива подготовить историческую справку о трагических случаях, которые происходили в зоне купания на территории Херсонеса. Поэтому три аспекта – это музей, это бережное отношение к побережью, и это безопасность. Музей — особое место, требующего особого отношения, дисциплины и культуры. Биографическая справка Елена Морозова родилась 7 февраля 1972 года в Ленинграде. Окончила Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, кафедра истории мировой культуры, специалист по музейному делу и охране памятников. С 2001 по 2014 год работала в Государственном музейном агентстве Ленинградской области, дирекция музеев (30 филиалов), заместителем директора по экскурсионно-выставочной работе. С 2014 по 2017 год занимала должность заместителя начальника службы профориентации и просветительской деятельности Государственного унитарного предприятия "Водоканал" (Санкт-Петербург). Возглавляла профсоюз информационно-образовательного центра водоканала. С 2017 по 2018 год работала в Государственном музейно-выставочном центре заместителем генерального директора по научно-просветительской и экспозиционно-выставочной деятельности. 11 декабря 2018 года назначена врио директора Государственного музея-заповедника "Херсонес Таврический".

Реставрация и дополненная реальность: планы нового руководителя "Херсонеса"
© РИА Новости Крым