Вопрос льготных билетов снова на повестке дня
Сейчас в большинстве учреждений культуры преференции у студентов, пенсионеров, многодетных семей. Другой вопрос, что за льготными билетами нужно отстоять живую очередь — в интернете их можно купить далеко не везде. Можно ли как-то изменить существующую систему? С трудностями при покупке льготных билетов я как студент магистратуры сталкивалась неоднократно. Большинство выставочных площадок на сайтах такие билеты не продают, в живой очереди теряешь время. В начале декабря я пришла за льготным билетом на книжную выставку — ярмарку Non/fiction. Разница между обычным и льготным — 250 рублей. В итоге — 40 минут на морозе, плюс опоздала на презентацию книжки. На модную выставку Фриды Кало и Диего Риверы в Манеже студенту тоже не купить билета в сети. В очереди я простояла полчаса. Подобная ситуация не только в столичных музеях, продолжает студентка из Петербурга Софья: «Мы решили с подругой пойти в Эрмитаж, у нас студенческий билет, мы можем посещать Эрмитаж столько, сколько захотим. Но, когда мы подошли к Эрмитажу, увидели, что очередь выстраивается вплоть до Дворцовой, то есть это, в принципе, невозможно столько выстоять. А если и захочешь, простоишь полдня». Испытывают трудности не только льготные категории граждан. Нередко от того, что такие билеты нельзя купить онлайн, страдают те, кто просто идет в музей семьей, делится шеф-редактор Business FM Маргарита Бондаренко: Маргарита Бондаренко шеф-редактор Business FM «Хотели на каникулах сходить в Оружейную палату, в гости приехал дедушка. Билеты надо было брать заранее, так как, например, сейчас электронных билетов в Оружейную палату до конца праздников нет. Нас трое взрослых, билеты по 700 рублей, и ребенок до 16 лет, по идее, бесплатно проходит в Кремль, но оформить ему этот бесплатный онлайн-билет нельзя. Надо приехать в кассу, отстоять в порядке живой очереди, и, если ребенку хватит места, ему дадут бесплатный билет. В Кремль запускают на определенные сеансы группами, места может просто не хватить. Тогда что будут делать трое взрослых, заплативших больше 2000 рублей за свои онлайн-билеты, тоже на определенные сеансы? Мы отказались от этой затеи, и наш дедушка не увидел Оружейную палату». Онлайн льготные билеты есть в Третьяковку и Пушкинский. Заходишь на сайт, выбираешь «купить билет», ставишь галочку напротив своей льготной категории. В зависимости от выставки билет будет на конкретную дату или на срок, когда можно «окультуриться». В музее без очереди предъявляешь подтверждающий преференции документ. У других музеев такой опции нет, говорит директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов. Антон Белов директор музея современного искусства «Гараж» «Мы продаем только полный билет или, допустим, карты лояльности, которые удобно купить онлайн с доставкой, но льготные билеты мы не можем продавать. Цифровизация, мне кажется, еще не достигла момента, когда все документы можно онлайн верифицировать, а потом купленный билет соотнести с человеком, который его купил. Я считаю, сейчас загвоздка не со стороны культурных учреждений, а со стороны госуслуг в предоставлении информации об этих льготах. Как только это будет решено на глобальном уровне, достаточно быстро сможем подключить, но я о таких программах пока не слышал». В Европе техника тоже далеко не везде дошла до продажи в сети льготных билетов. Там билеты студентам со скидкой продают при предъявлении карты ISIC, некоторые продавцы просто верят на слово. На разрекламированную донельзя выставку Питера Брейгеля в Вене, например, дистанционно льготный билет не купишь. О ситуации со льготными билетами за рубежом рассказывает директор Булгаковского музея Петр Мансилья-Круз: Петр Мансилья-Круз директор Булгаковского музея «Некоторые категории посетителей, которые имеют право на бесплатный вход в музей, знают об этом, и музей пишет об этом на сайте, но очень часто они вынуждены покупать билеты онлайн просто для того, чтобы не стоять в очереди, и таким образом теряют возможность воспользоваться своей льготой, потому что эта льгота предоставляется только тем, кто предъявил соответствующий документ или предстал перед очами кассиров в музее. Одна из проблем заключается в том, что если бы все билеты, в том числе обычные входные и льготные входные, продавались без ограничений онлайн, то моменты пиковой посещаемости становились моментами сверхпиковой посещаемости. Люди покупали бы билеты входные, которые работают в любой день, но использовали бы их именно в тот момент, когда посетителей очень много». Хотя вообще россиянам грех жаловаться: в том же Париже, по словам директора «Мультимедиа Арт Музея» Ольги Свибловой, вообще все достаточно плохо с онлайн-продажами даже обычных билетов, не говоря уже о льготных.