Роботы против человека: Счет - 0-1
Это событие, конечно же, относится к числу знаковых: самые совершенные с точки зрения технологий роботы впервые проиграли вчистую абсолютно несовершенным созданиями – людям. Четыре года назад, презентуя свой супер-проект, японцы, основатели первой в мире гостиницы, полностью обслуживаемой роботами, были страшно горды собой. Еще бы! Робот-подчиненный – мечта начальника: кроме техобслуживания такой персонал не просит каши, не простужается, не обращается в профсоюзы, а в выходные не злоупотребляет сакэ. Да и самих выходных как таковых ему иметь не надо, он же не может устать, робот! Возможности роботов потрясали. Но тогда же, и я это помню отлично, от новости засосало под ложечкой. Ведь 243 взятых на работу робота заменили людей – 243 человека, а то и больше. Это были минус 243 рабочих места, на которых вполне могли бы трудиться живые люди, которым надо было приносить в семью честно заработанные иены, чтобы маленькие японцы ходили в школу, набирались ума-разума и… выдумывали, очевидно, новые технологии, а как иначе. Но шикарная гостиница, названная «Странным отелем», избавилась от мягкотелых человечишек, заменив их ряжеными в униформу бесстрастными существами с человеческими лицами, веселыми динозаврами на ресепшен и, где надо, робото-штангами, робото-руками и всем прочим. К отсутствию работы в Японии особое отношение: там какое пособие ни плати, вынужденное тунеядство – это боль, беда, позор и даже повод для самоубийства. Японию называют страной трудоголиков не просто так. И хотя уровень безработицы в стране не так уж велик, и в самые худшие времена не превышал 6 процентов, каждое место в стране ценится на вес золота. Поэтому потеря двухсот с лишним мест была почти драмой, которую тщательно камуфлировали «торжеством технологий и прогресса». Таким образом, четыре года назад под бурные и продолжительные аплодисменты эти чудеса японской мысли приступили к работе и в отель потянулись туристы. Неизменно вежливые, с полуулыбкой на лице, заменители человеков вызывали восторг. Но лишь до поры. Самые совершенные машины в мире были напрочь лишены главного – участия, сострадания, и – каламбур – человечности. В их спокойных, набитых не извилинами, а алгоритмами головах не было места эмоциям. И поэтому когда первый постоялец позволил себе всхрапнуть, робот-помощник, обязательно находившийся в каждом номере, принялся будить храпуна и спрашивать, чем ему можно помочь. Человек засыпал, но через минуту пробуждался от продолжения адского диалога. Роботы-коридорные отлично разносили вещи, но не во все номера. Стоило пойти дождю или снегу, как трудяжки зависали с чемоданами постояльцев посреди коридора, сталкивались друг с другом и отказывались понимать, как можно выйти из ситуации. Те коллизии, которые человек мигом «разрулил» бы благодаря такту, учтивости и желанию сделать все как можно лучше, роботы проваливали полностью. А гомонливые, но все равно динозавры на ресепшен не могли справиться с процедурой ксерокопирования паспортов постояльцев. Четыре года муки, и вот руководство отеля неохотно признало, что полностью заменить людей роботы не могут. И половину сотрудников будут набирать из устаревшего материала – то есть из людей… Попытка сделать хорошую мину при плохой игре сделана: конечно, это только пока, отельные роботы просто немного устарели. Но по факту - это первый большой проигрыш технологий несовершенному созданию по имени человек. И от этого почему-то очень радостно.