Сколько стоит повторить тур Афанасия Никитина?
HotLine.travel рассчитал стоимость поездки в Индию и Арабские Эмираты по следам русского путешественника Зимой наши соотечественники только и думают о том, куда бы сбежать от холодов. Если верить Яндексу, сейчас растет интерес туристов к таким направлениям, как Индия и ОАЭ. Однако история поездок россиян в страны Аравийского и Индостанского полуостровов насчитывает уже более 500 лет. Первопроходцем был знаменитый русский купец Афанасий Никитин, который в XV веке несколько лет путешествовал по странам Южной Азии. Колумнист HotLine.travel Сергей Чумичёв проследил маршрут этого длительного трипа и прикинул, сколько будет стоить посетить хотя бы некоторые из стран, где побывал великий тверичанин. И вот я семь недель не брился, восемь суток ел грибы Я стал похож на человека героической судьбы. Шаманы с докторами спорят, как я мог остаться жив, Но я выучил суахили и сменил культурный миф. Когда в село войдут пришельцы, я их брошу в тюрьму. Нам русским за границей иностранцы ни к чему. Борис Гребенщиков «Афанасий Никитин буги, или Хождение за три моря – 2» Тверской купец Афанасий Никитин был крутым мужиком. За полтысячи лет до появления спутниковых карт и GPS-навигаторов, не прибегая к услугам туроператоров, он предпринял продолжительное путешествие в экзотические южные страны, которые в наше время превратились в популярные туристические направления. В числе посещенных им мест – Индия, Африка и побережье Аравийского полуострова, где сейчас находятся Объединенные Арабские Эмираты и Оман. Путешественник описал свой вояж в путевых заметках, известных под названием «Хожение (хождение) за три моря». Этот памятник древнерусской литературы невелик по объему (всего 17 страниц формата А4), но по праву может считаться первым в истории светским трэвел-блогом на русском языке. В отличие от «хожений» паломников, распространенных начиная с XII века и сосредоточенных на описании христианских святынь, в записках Афанасия Никитина основное внимание уделено бытописанию посещенных стран, их истории, гастрономии и даже секс-туризму. Афанасий Никитин выехал из Твери весной 1468 года. Спустившись по Волге до Каспия, путешественник миновал Дербент и Баку, около года колесил по Персии, а после Пасхи 1469 года, в апреле, пересек Ормузский пролив, прошел Оманским заливом вдоль побережья нынешнего эмирата Фуджейра и высадился на Аравийском полуострове. В XV веке никаких ОАЭ, конечно, не было, а вся восточная часть Аравии была одним большим Оманом со столицей в Маскате. Само слово «Аравия» происходит от древнееврейского «арава», что значит «пустыня». Как была там пустыня во времена Римской империи – так она и оставалась пустыней во времена Афанасия Никитина – и остается по сию пору. Купец отметил в своем блоге, что климат в этих землях крайне жаркий и мало пригоден для жизни – «солнечный жар человека сожжет». Но удачное географическое положение на пересечении торговых путей привело к тому, что Оман начал активно развиваться еще в VII веке, в эпоху зарождения Арабского халифата, и к XV веку это уже было богатое и влиятельное государство. Эмираты стали популярны у туристов после того, как в XX веке здесь нашли нефть и на полученные от её продажи нефтедоллары превратили прибрежные участки пустыни в города-сады с небоскребами, фонтанами и искусственными островами. А в последнее время всё большую популярность начали приобретать и туры в соседний Оман – хотя, конечно, эта страна остается пока более дорогим местом для отдыха: и регулярный перелет дороже, и чартерной перевозки с января больше нет. Если в Эмираты можно слетать по недельной путевке на двоих за 43 тысячи рублей (3-4*, B&B), то отдых в Омане начинается от 88 тысяч рублей. При этом, отказавшись от услуг туроператоров и отправившись на берега Персидского / Оманского заливов самостоятельно, как Афанасий Никитин, вы переплатите за поездку в ОАЭ не менее 16 тысяч рублей. А вот на Омане можете 13–15 тысяч рублей и сэкономить – по сравнению с соответствующим пакетным предложением. Афанасий Никитин долго в Маскате не задержался и отправился оттуда прямиком в Индию – на корабле через Аравийское море. Он сошел на берег в городе Чаул в 60 км к югу от Мумбаи и в 300 км с лишним к северу от Гоа и за последующие четыре года изъездил полуостров Индостан вдоль и поперек, побывав в городах Пали, Бидар, Галбарга, Хайдарабад (Голконда) и др. Ему удалось посетить даже древнюю запретную святыню индуизма – так называемый «индийский Иерусалим» – выстроенный на холмах в 232 км к югу от Хайдарабада религиозный центр Шрисайлам (Парват). Но в Гоа он не ездил – в XV веке там вообще нечего было делать, хотя сегодня для российского туриста это, пожалуй, самая популярная дестинация в Индии. Прожив несколько лет среди индусов, тверской купец затосковал по родине – и двинулся в обратный путь. Он сел на корабль в Дабхоле, рассчитывая достичь Персии, но что-то пошло не так, и судно отнесло к побережью Сомали. Впрочем, пираты не причинили путешественнику никакого вреда, и после пяти дней пребывания на Африканском континенте он – через Маскат, Ормуз, Шираз, Исфахан и Тебриз – достиг Черного моря у Трабзона. После небольшого неприятного инцидента с турецкой таможней Афанасий Никитин смог дойти морем до Крыма, а оттуда уже по суше направился домой, на север. Увы, в Тверь ему вернуться было не суждено – в Смоленске купец заболел и умер. Его путевые заметки попали в Москву только в 1475 году, где позже были включены в летописный свод, благодаря чему и стали известны потомкам. Если мы зададимся целью повторить маршрут Никитина в наши дни, то, конечно, сможем уложиться в более сжатые сроки – и благодаря современной медицине вернуться домой в целости и сохранности. Главное – вовремя сделать все необходимые прививки. Остановимся на ключевых точках путешествия Афанасия Никитина за пределами России и попробуем набросать примерный вариант тура с использованием современных транспортных средств. На каждый город заложим по две ночи и возьмем отели 3* на базе завтраков. Итак, сперва нам надо долететь до Баку – это обойдется примерно в 7 тысяч рублей, а проживание в центре столицы Азербайджана на заданных условиях – примерно в 4 тысячи рублей. За 5,5 тысячи рублей можно приобрести прямой авиабилет из Баку до Тегерана и остановиться там на пару ночей за 6 тысяч рублей, чтобы познакомиться с культурой Древней Персии. Если времени у вас много, то за 10–14 дней можно прокатиться по классическому туристическому маршруту Тегеран – Исфахан – Язд-Шираз с заездом в Тебриз и на руины Персеполя – рейсовые автобусы между городами Ирана в среднем тарифицируются из расчета приблизительно 1 рубль на километр – но для простоты эту опцию здесь в расчет брать не будем. Покинув Иран, отправляемся на Аравийский полуостров, в ОАЭ. Билет на прямые авиарейсы из крупных городов Персии в Дубай стоит порядка 15 тысяч рублей (с учетом 30 кг багажа), две ночи в дубайском отеле – около 3 тысяч рублей. Дальнейший маршрут имеет смысл разнообразить морским круизом – в конце концов, Афанасий Никитин тоже проделал часть пути на судне. MSC Cruises предлагает 15-дневные круизы из Дубая с заходами в Абу-Даби (ОАЭ), Маскат и Хасаб (Оман), с тремя стоянками в Индии (в Мангалуре, Гоа и Мумбаи) и возвращением в Дубай. Ближайший круиз начинается в марте и стоит от 86 435 рублей, включая страховки и портовые сборы. Вернуться из ОАЭ в Москву вы сможете за 12 тысяч рублей. И ещё порядка 8,5 тысячи рублей придется потратить на визы в Иран, Оман и Индию. ИТОГО, на поездку надо заложить как минимум 147 435 рублей. Это если не брать экскурсии на местах – и не учитывать трансферы и иные сопутствующие расходы. С ними, понятное дело, стоимость поездки может превысить и 200 тысяч рублей на человека.