В законопроекты о штрафах за овербукинг предложили внести поправки

Авиакомпании нужно обязательно штрафовать за овербукинг — продажу билетов на рейс в большем количестве, чем мест в самолёте. При этом сомнение вызывает необходимость возвращать деньги за овербукинг при перевозке грузов и то, как будут пассажиры доказывать сам факт их обмана. К таким выводам пришли члены Совета при Президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства под председательством главы Комитета Госдумы по госстроительству Павла Крашенинникова. Члены Совета также усомнились в том, успеют ли авиакомпании в 15-дневный срок развёрнуто сообщить о причинах отказа в посадке на рейс, как того требует законопроект. В России достоверных данных о числе случаев овербукинга пока нет. Тем не менее в СМИ периодически мелькает информация о новых инцидентах. Авиакомпании при этом зачастую остаются практически безнаказанными — не все пассажиры готовы писать заявления, собирать документы и чеки, подавать в суд. Чтобы изменить ситуацию, поправки в Воздушный и Административный кодексы внесли в декабре 2018 года депутаты от «Единой России». Они прописали, что максимальные штрафы для авиакомпаний должны составить 200 тыс. рублей. «Я сам часто летаю и неоднократно был свидетелем подобного обмана пассажиров. Понимаю, что ситуацию нужно в корне менять. Но и оставить законопроекты без замечаний в данном случае не представляется возможным», — сказал на заседании Совета Павел Крашенинников. Он не сомневается, что законопроекты нужно принимать безотлагательно: «А то наши граждане несут существенные финансовые расходы и испытывают своего рода эмоциональное потрясение из-за сорванных планов». В целом никто из членов Совета этому не возражал, но ряд замечаний высказали. Например, инициатива устанавливает полный запрет на изменение по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира. Одновременно в Гражданском кодексе уже и так написано, что односторонний отказ от исполнения обязательства договора и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. И авиакомпаний эти случаи не касаются. Поэтому изменение было названо избыточным. Кроме того, предложили убрать норму, по которой пассажирам надо отдельно возвращать деньги и платить штрафы за овербукинг багажа и грузов. Наконец, в законопроекте не прописан чётко механизм того, как обиженные пассажиры объяснят Росавиации и Роспотребнадзору причины того, что самолёт улетел без них. Ведь сначала эту информацию нужно получить от авиакомпании. А там, как правило, все объясняют техническими сбоями. Член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Васильев («Единая Россия») напомнил «Парламентской газете», что по договору на авиакомпании лежит обязанность перевезти пассажира в указанный в билете пункт назначения с предоставлением места на воздушном судне. «Но в последнее время всё чаще встречаются случаи незаконных отказов пассажирам в посадке на рейс, и такое поведение авиакомпаний укрепляется из-за игнорирования проблемы со стороны государственных органов», — сказал депутат. Кстати, в Евросоюзе компенсации за овербукинг высокие. За несостоявшийся перелёт дальностью до 1,5 тыс. километров это 250 евро каждому пассажиру. За перелёт дальностью до 3,5 тыс. километров авиакомпании платят по 400-600 евро.