Как турагент пытался нажиться на клиенте под предлогом краха «Натали Турс»

Случай из практики юриста Туроператоры-банкроты портят репутацию рынка, а турагентства безвинно страдают, да еще суды стремятся переложить на них финансовую ответственность перед потребителями. Наверняка вы не раз читали такие истории в СМИ. Но бывает и по-другому. Юрист Елена Баринова рассказала TourDom.ru, как одна розничная турфирма пыталась незаконно заработать 1000 € на крахе «Натали Турс» и что из этого вышло. (Имя клиентки и название турагентства изменены.) Симпатичный «Делец» Летом 2018 года Алла Кузнецова хотела отдохнуть с подругой на испанском курорте Коста-Дорада и приобрела в московском агентстве «Делец-Трэвел» путевку от «Натали Турс». В пакет стоимостью 130 200 руб. на двоих входили следующие услуги: авиаперелет Москва – Барселона – Москва, проживание в отеле Las Vegas Salou 4* с 15 по 22 августа, питание полупансион, трансферы, страховки, визы. 10 июня был заключен договор, клиентка полностью оплатила поездку, а «Делец-Трэвел» забронировал для нее тур и чуть позже сообщил: 15 июня денежные средства перечислены туроператору (ООО «Панорама Тур» – юрлицо «Натали», через которое шли основные продажи). Но планы на отдых сорвались: 4 июля «Делец-Трэвел» проинформировал Аллу Кузнецову о том, что «Натали Турс» аннулирует все брони с этого дня вплоть до 30 сентября. Клиентка потребовала в полном объеме вернуть средства, уплаченные по договору о реализации турпродукта. «Делец-Трэвел» ничего отдавать не стал, заявив, что вся сумма – 130 200 руб. – была перечислена в «Натали», с которой и надо взыскивать ущерб. 7 июля Алла Кузнецова направила туроператорской компании требование о возврате денег, ответа не последовало, и в августе она обратилась в суд. А в начале сентября, когда «Панорама Тур» (она же «Натали») была приказом Ростуризма исключена из Федерального реестра туроператоров, туристка направила ее страховщику – компании «Ингосстрах» – заявление о выплате средств по фингарантии. 1000 € – в карман турагенту В «Ингосстрахе» работают люди опытные, разных махинаций повидали много. Поэтому они потребовали от Аллы Кузнецовой предоставить копию платежного поручения, подтверждающую, что турагентство перечислило туроператору деньги за тур в полном объеме. Юрист Елена Баринова обращает внимание: ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» (ст. 17.5) четко устанавливает перечень документов, которые турист должен предоставлять в страховую компанию для получения выплаты по фингарантии. И никакие подтверждения платежей от турагента туроператору в этом перечне не упомянуты. Более того, в законе сказано, что страховщик или другой гарант не вправе требовать от потребителя иных документов, кроме предусмотренных в ст. 17.5. Таким образом, запрос «Ингосстраха» о предоставлении платежного поручения можно было бы оспорить. Но именно он позволил выявить следующий факт: «Делец-Трэвел» перечислил в «Натали Турс» не все деньги, полученные от клиентки за тур, а меньше половины – только 60 000 руб. Именно такая сумма значится в платежном поручении № 1248 от 15.06.2018 г. (На этом основании «Ингосстрах» выплатил компенсацию по фингарантии лишь частично.) Скорее всего, оставшиеся 70 200 руб. турагент собирался перечислить туроператору ближе к вылету клиентов на отдых, но передумал, когда стало известно, что все брони «Натали» аннулируются и компания вот-вот прекратит деятельность. Вместо отдыха – суд 6 сентября 2018 года, после неоднократных требований Аллы Кузнецовой под угрозой обращения в правоохранительные органы, «Делец-Трэвел» все-таки вернул ей 70 200 руб. Но клиентка на этом не успокоилась. Она была возмущена, что в течение двух месяцев турагент вводил ее в заблуждение и незаконно пользовался принадлежащими ей денежными средствами. Если бы хоть половину стоимости сорванного тура удалось вернуть в июле, то Алла Кузнецова и ее подруга могли бы провести летний отпуск за рубежом, пусть и с меньшим комфортом, чем изначально планировали. Было решено наказать обманщика в судебном порядке. Ранее, при первоначальном обращении в суд, Алла Кузнецова, не зная деталей, просила взыскать всю стоимость поездки с туроператора. Но когда вскрылись махинации «Дельца», она уточнила свои требования и потребовала: – Взыскать с турагента неустойку за нарушение сроков возврата денежных средств по договору в размере 44 928 руб. и компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. Всего: 94 928 руб. – Взыскать с турагента за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Суд первой инстанции в этих требованиях истице отказал. На данном этапе к делу подключилась юрист. Обычно Елена Баринова выступает на стороне профессиональных участников рынка, на ее счету 25 дел только по «Натали Турс», по итогу которых розничным турфирмам удалось избежать убытков. Но в данном случае юрист была уверена, что справедливость – на стороне потребителя. При содействии Елены Бариновой клиентка обжаловала решение Никулинского суда, и апелляционная инстанция частично удовлетворила ее требования. С турагентства было решено взыскать: неустойку в размере 37 908 руб., компенсацию морального вреда – 5000 руб. и штраф – 21 454 руб. Итого: «Делец-Трэвел» не только был вынужден отдать 70 200 руб., которые пытался присвоить, но еще и доплатит 64 362 из своего кармана.

Как турагент пытался нажиться на клиенте под предлогом краха «Натали Турс»
© HotLine.travel