Алатырь вместо Афона

Русский город в Чувашии хочет стать центром паломнического туризма Алатырь – небольшой город в Чувашии, о котором за пределами республики и соседних областей пока знают не все. Однако есть немало паломников, готовых приехать с одной целью – посетить Алатырский Свято-Троицкий монастырь. Чем он знаменит, при чем тут Афон и что увидит в городе обычный турист? Об этом – в репортаже Дмитрия Даниленко. Большого интереса к теме паломнического туризма я ранее у себя не замечал. Но, как говорят журналисты, подоспел информационный повод. В конце прошлого года Русская православная церковь разорвала отношения с Константинопольским патриархатом, под юрисдикцией которого находятся монастыри греческого Афона, а также многие церкви на Крите и Родосе. Совместные молитвы и таинства для мирян оказались под запретом, не говоря уже о визитах священнослужителей. И хотя в Греции по-прежнему ждут паломников из России, на горизонте замаячило импортозамещение церковных турпотоков. Так совпало, что на тему паломнического туризма я разговорился на встрече выпускников географического факультета МГУ с моим сокурсником, религиоведом Романом Силантьевым. Он то и посоветовал поехать к святым местам в России, пообещав протекцию по православным каналам. «Поезжай в Алатырь! Сделаешь репортаж!» – убедительно нашептывал Роман. Название города мне ничего не говорило. Однако, по утверждению Романа, именно Алатырь и его Свято-Троицкий монастырь наряду с признанными центрами паломничества в России заслуживает внимания православных туристов. И вот я уже сижу в купе поезда Москва – Чебоксары с билетом до станции с липким названием Шумерля. Для москвича маршрут считается оптимальным. Вместо того чтобы ехать 12 часов за рулем, ночью вы садитесь в вагон на Казанском вокзале, утром выходите, а там рукой подать до Алатыря – 90 км. В моем случае было даже проще. Меня встретили прямо у вагона – седой монах, отец Никита, и совсем еще молодой помощник диакона Иван. Оставшиеся до монастыря километры мы преодолели в черном внедорожнике Volvo. «Люди жертвуют», – объяснил отец Никита. По пути беседуем про город и обитель. Алатырь был основан в XVI веке согласно воле Ивана Грозного, когда служивые люди ходили воевать Казань и остро нуждались в приграничном опорном пункте. Якобы царь дал слово – если победа будет за ним, быть в Алатыре монастырю. Так оно и вышло. Обители покровительствовал один из самых почитаемых подвижников церкви – святой Серафим Саровский. А широкую известность монастырь получил благодаря схимнику Вассиану, у могилы которого по легенде происходили исцеления. Расцвет монастыря пришелся на XIX век, но в 1906 году случился общегородской пожар и обитель сгорела. Почти сразу после восстановления, в 20-е годы ее закрыли. На территории чего только ни делали – лыжи, махорку, окна и даже баяны… В итоге церкви монастырь вернули в совершенно «убитом» виде. В 1995 году взгляду первого настоятеля, архимандрита Иеронима, предстали лишь голые стены. Отец Иероним к тому моменту успел пожить на Святой земле в Израиле, несколько лет провел в монастыре на Афоне и, вполне возможно, продолжил бы служение в другом известном месте. Но по благословению митрополита его пригласили в Алатырь. Там он проявил недюжинный талант управленца, и всего за несколько лет обитель преобразилась. В Алатыре результат монашеского труда виден сразу: в городе 22 храма, над которыми доминирует огромная колокольня монастыря. Высота – как у московского Ивана Великого, 81 метр! Монолитную конструкцию легко могли сделать еще выше, но в Алатыре благоразумно решили не затевать архитектурный спор со столицей. Выделились иначе. Звонницу оснастили 14 колоколами, в том числе 18-тонным гигантом из Златоуста, красивыми часами и даже лифтом. Иероним обладал еще и даром провидения. «Бывало, зайдет к нему человек, а батюшка ему сразу всё про него и расскажет», – утверждают монахи. Так и потянулись люди в Алатырь. Кто за советом, а кто – и душу спасать. Некоторые даже перебрались в город насовсем, чтобы быть ближе к духовному отцу. Многие стали здесь священниками. Нашлись и влиятельные лица, которые помогали монастырю чем могли. Когда Иероним скончался в 2013 году, людской поток не иссяк. Уже по прибытии в монастырь в этом убедился я сам. Несмотря на дождливую погоду, у могилы алатырского старца зажигали свечи паломники. По словам нынешнего настоятеля монастыря, епископа Алатырского и Порецкого Феодора, с которым мы побеседовали в тиши монастырской трапезной, в Алатырь приезжают и те, кто лично знал Иеронима, и просто паломники. Прошлым летом по линии Россотрудничества обитель посетила первая международная делегация православной молодежи. Кроме того, миссионерский отдел работает с группами от предприятий, а также организует паломнические поездки к святым местам в другие регионы. А вот с туристическими компаниями сотрудничество пока как-то не ладится. «Странные они. Спрашивают, какой мы хотим процент», – говорит епископ с легкой улыбкой. Для монастыря ведь главное, чтобы люди приехали. Ну а что касается денег – гости купят что-то в лавке, и то ладно. Кстати, монастырь оказался единственным местом в городе, где мне удалось обнаружить сувениры. В музее, который находится на нижнем этаже колокольни, можно не только увидеть личные вещи Иеронима, фотографии об истории восстановления обители, но и приобрести календарики, ручки и т. д. Желающим подняться на колокольню предстоит проделать долгий путь по ступенькам. Кое-где лестница очень узкая и абсолютно лишена света: пришлось подсвечивать путь телефоном. Зато удовольствие абсолютно бесплатное. Наверху можно осмотреть не только окрестности, но и хитроумный педальный механизм, который приводит в действие колокола. Охотников понажимать на педали предостерегает табличка. Видимо, были случаи! Мне повезло. Несмотря на пасмурную погоду, вдруг выглянуло солнце, и я успел насладиться панорамой с разным освещением. Сверху видно, что территория монастыря поддерживается в идеальном состоянии. Дорожки вымощены, кругом разбиты цветники, есть даже фонтан и домик с ручной белкой. Я поймал себя на мысли, что такую же идеальную чистоту можно встретить разве что в армии. Иероним принес в монастырь не только порядок. По старой афонской традиции некоторые службы проводятся по ночам. Отстоял одну и я. Правда, по благословению настоятеля, был занят не молитвами, а работой с фотокамерой. На следующий день после службы мне представилась возможность погулять по Алатырю. К сожалению, за воротами монастыря открывается безрадостная картина. Брошенные дома с пустыми окнами-глазницами, пепелища, разбитые дороги с замусоренными обочинами. Работы в городе мало, поэтому люди уезжают. Если 20 лет назад в Алатыре проживало 47 тысяч человек, то сейчас всего 35 тысяч. Следы запустения повсюду. Иногда видно, что хозяева взялись строить новый дом, но почему-то бросили. Некоторые живут в старых деревянных бараках. Но не забывают о благах цивилизации. Гуляя, я быстро пришел к выводу, что показывать гостям пока можно только храмы, благо в городе их около 20 и почти все они уже приведены в надлежащий вид. Везде проводятся службы. Верующих немало. Из светских объектов интересен местный краеведческий музей. Удивительным образом он выжил и силами сотрудников поддерживается в хорошем состоянии. В его здании на Московской улице регулярно проходят выставки, мероприятия. Сотрудники всегда рады рассказать об истории города и провести экскурсию. Мне, например, было интересно посмотреть старинные метрические книги и коллекцию антикварной мебели, включая массивные деревянные витрины с всевозможными артефактами из городской аптеки. Еще одна достопримечательность Алатыря – монастырский скит. Это хозяйственная часть обители, расположенная в 12 км от города. В активе у монастыря 600 га сельскохозяйственной земли, молочное стадо, фруктовый сад, пруд с рыбой. Есть даже пара страусов. Подсобное хозяйство у монахов ведется так хорошо, что почти всеми основными продуктами обитель обеспечивает себя сама. Каждый день накрывают столы на 200 человек с лишним. Готовят просто и вкусно. Покидал я Алатырь с двояким чувством. С одной стороны, у города есть все шансы на то, чтобы привлечь внимание гостей. Монастырь уже принимает в этом посильное участие, в том числе представляя размещение для групп паломников. Вы можете убедиться в этом сами, позвонив в паломнический отдел по телефону +7-83531-2-38-14 и спросив отца Сергия. Вас примут как родных. С другой – обычным туристам Алатырь пока может быть интересен только как транзитный пункт, так как задерживаться там особо незачем. Впрочем, это проблема многих малых городов России. Создавать точки притяжения турпотоков получается там, где есть не только идея, но и предприниматели, готовые вложиться в инфраструктуру и рекламу.

Алатырь вместо Афона
© HotLine.travel