300-метровое «чудо» на Марсовом поле
«Железная леди» Парижа, или, как её ещё иногда именуют, «самый длинный фонарный столб», «самый высокий флагшток на земле», вызывает кое у кого ассоциацию с «простой булавкой». Но с чем бы ни пытались сравнивать очертания Эйфелевой башни в небе над французской столицей, она продолжает оставаться её главной туристской достопримечательностью, одним из символов Франции. История Эйфелевой башни неразрывно связана с историей Всемирной выставки 1889 года в Париже. «Нужна идея. Нечто сенсационное, чрезвычайно заманчивое, «невидаль», — говорил тогда премьер-министр Шарль Фрейсине. Пресса бурно строила догадки насчёт «чуда» будущей выставки. В это время в газете «Энтрансижан» появилась статья, в которой рассказывалось о неизвестном проекте инженера Гюстава Эйфеля. Он прославился многими крупными архитектурными конструкциями, возведёнными в Египте, Испании, Перу и в других странах. Для Парижской выставки творец известных сооружений предложил возвести на Марсовом поле металлическую башню высотой триста метров. Чудо инженерного искусства сооружали двести строителей в течение двух лет и трёх месяцев. Гюстав Эйфель так точно сделал все расчёты, что ни одно отверстие для двух с половиной тысяч заклёпок не понадобилось сверлить заново. Из 18 038 балок ни одну не нужно было заменять. Создатель «Железной леди» Парижа писал, что при правильном содержании ей обеспечено бессмертие. Впрочем, знаменитого сооружения, полупрозрачный силуэт которого как бы парит над Парижем, могло и не быть. За месяц до того как в феврале 1888 года стало известно о начале работ по его возведению, председателю выставочного комитета была вручена петиция. В ней известные люди того времени, среди которых — композитор Шарль Гуно, писатели Александр Дюма, Ги де Мопассан и другие, предлагали отказаться от строительства, утверждая, что башня изуродует привычный городской пейзаж. Однако менее чем через двадцать лет она превратилась в символ Парижа и всей страны. В первый день открытия башни её посетили семь тысяч человек, и при этом не было ни толчеи, ни беспорядка, люди поднимались медленно, держась рукой за перила. Для того чтобы добраться до вершины башни, тогда понадобилось сорок пять минут. Два года назад мне довелось побывать на третьем, верхнем ярусе башни, куда меня доставил лифт за считаные минуты. Иначе пришлось бы шагать по лестнице из одной тысячи 710 ступеней. Эйфелева башня была свидетельницей забавных происшествий, её часто использовали для рекламных целей. На неё взбирались на руках, на ходулях, башню покоряли акробаты, съезжали с неё на велосипеде. Под аркой башни пытались пролететь на самолёте, правда, попытка закончилась неудачно: пилот разбился. Один отважный портной, желая продемонстрировать своё изобретение — плащ-парашют, спрыгнул с башни и погиб. А один мошенник умудрился дважды продавать башню… на металлолом. Ежегодно «Железную леди» посещают три миллиона туристов со всех концов света. На верхнем ярусе есть почтовый ящик. В него каждый желающий может опустить конверт, на который ставят специальный штемпель Эйфелевой башни.