Вместе или врозь: как авиакомпании рассаживают семьи
И возможно ли на законодательном уровне повлиять на перевозчиков? В начале этой недели депутат Государственной думы РФ из ЛДПР Василий Власов предложил запретить авиакомпаниям рассаживать членов семей по разным частям самолета. И, естественно, вызвал одобрение многих людей, которые уже сталкивались с этой ситуацией. Но реально ли выполнить требование? Попробуем разобраться вместе с экспертами. Прежде всего, такой запрет затронет тех перевозчиков, которые предоставляют пассажирам возможность выбирать места за дополнительную плату. А особенно «Победы», у которой сделать это бесплатно в принципе невозможно. Поэтому за комментариями редакция HotLine.travel обратилась, прежде всего, к российскому лоукостеру. В авиакомпании были предельно лаконичны: «У нас ребенок всегда летит с родителем». Впрочем, по словам экспертов, это и так прописано в Авиационных правилах РФ. «Уже сегодня существует вполне успешно реализуемое требование, согласно которому перевозчик обязан принять все возможные меры, чтобы разместить несовершеннолетнего ребенка с родителем рядом», – комментирует редактор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Но всё становится намного сложнее, когда речь идет не просто о детях, а обо всех родственниках, которые летят вместе. Во-первых, возникает дилемма – как определить, в каких отношениях состоят пассажиры. У членов семьи могут быть разные фамилии, а в загранпаспорте нет штампов, доказывающих родство людей. Кроме того, непонятно, имел ли в виду народный избранник только ближайших членов семьи или всех без ограничений. Как добавляет Олег Пантелеев, перевозчик может не иметь физической возможности исполнить требование даже в отношении трех человек. «В довольно большом количестве самолетов компоновка кресел два плюс два. В любом случае семья будет разделена либо проходом, либо соседними рядами». Как поясняют в авиакомпании «Россия», не всегда есть необходимое количество мест, которое позволит комфортно рассадить семью. Особенно к концу регистрации свободные кресла могут остаться только в разных концах самолета. В любом случае сотрудники «России» стараются предоставлять родственникам места рядом», – прокомментировал официальный представитель авиакомпании Сергей Стариков. По мнению представителя другого перевозчика, который согласился прокомментировать вопрос на условиях анонимности, это определенное лукавство говорить, что требование о запрете рандомной рассадки трудновыполнимое. «Сейчас программа настроена так, что она случайным образом раздает места. Ни агенты, ни сотрудники авиакомпании – никто не может повлиять на систему. Но если инициативу одобрят, ничего сложного перенастроить программу нет. Сотрудник при регистрации, как и раньше, сам будет назначать место», – отмечает эксперт. В этом случае перевозчикам придется отказаться от практики продажи кресел, чтобы не было сбоев. Последствия нетрудно предугадать. По итогам 2018 года президент Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун оценил убытки перевозчиков в 70 млрд рублей. Понятно, что если появятся запреты, ограничивающие авиакомпании в возможностях дополнительного заработка, они попытаются поднять тарифы. И в этом плане окажутся в проигрышной позиции по сравнению с иностранными конкурентами. Кстати, зарубежные перевозчики широко практикуют услугу платного выбора мест в салоне, и их в этом никто не ограничивает. Впрочем, предложение 23-летнего депутата-жириновца, пока изложенное в виде письма на имя министра транспорта, скорее всего, так и останется на уровне красивой идеи. Достаточно вспомнить его прошлые инициативы. В 2017 году Василий Власов предлагал давать выходные метеочувствительным людям в дни магнитных бурь и сократить рабочую неделю для некурящих граждан. А в 2018 году – обязать торговые точки продавать питьевую воду по фиксированной госцене 15 рублей за поллитровую бутылку.