Из челноков – в курортники: как менялся туристический имидж Арабских Эмиратов
Из цикла: «Лучшие статьи журнала Tourism.Story на TourDom.ru!» Выпуск 4 Акция «Читаем лучшие статьи журнала Tourism.Story на TourDom.ru!» продолжается. Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию статью, опубликованную в сентябре 2018 года. В ней эксперты комментируют самые знаковые даты 26-летней истории организованного туризма из России в ОАЭ. Вы тоже можете вынести эту статью на обсуждение в профессиональном сообществе FB «Трэвел Президиум». История организованного туризма из России в ОАЭ насчитывает без малого 26 лет. За эти годы радикально изменились и облик самого направления, и портрет путешественника, отправляющегося В Эмираты. О том, как на смену браткам и челнокам пришли гламурные «чики» из инстаграма, – в нашей статье. Туристы на заработках В начале 90-х, когда после развала СССР рухнула отечественная экономика, миллионам россиян пришлось искать пути выживания. Из-за бушевавшей гиперинфляции зарплаты инженеров, врачей, учителей обесценились и стали ничтожными. Те, у кого был хотя бы минимальный стартовый капитал, возможность оформить загранпаспорт и выездную визу – а их упразднили лишь в 1996 году, – устремлялись за границу, где закупали товары для последующей перепродажи. Из ОАЭ везли в основном бытовую электронику – дефицитные тогда телевизоры, холодильники, музыкальные центры, видеомагнитофоны… Именно челноки (так называли новоявленных коммерсантов) и составляли большинство пассажиров авиарейсов Москва – Дубай. Публика в поездки собиралась самая разношерстная – от столичных интеллигентов, переквалифицировавшихся в торговцы, до типичных персонажей фильма «Жмурки» – ярких представителей криминала, процветавшего в России 90-х. Не гнушались отправляться в Эмираты за покупками и артистический бомонд, и высокопоставленные чиновники, и первые разбогатевшие бизнесмены; вещи они, конечно, везли для себя, а не на перепродажу. «Даже трудно представить, при каких еще обстоятельствах в общей компании могли бы объединиться люди со столь разными уровнями культуры, воспитания, образования, достатка, – вспоминает руководитель туроператора «АРТ-ТУР» Дмитрий Арутюнов. – При этом все друг с другом прекрасно ладили. Университетский преподаватель, владевший английским, мог оказаться полезен полуграмотному братку, который без его помощи вряд ли объяснился бы с иностранными торговцами. А взамен обретал авторитетное знакомство и защиту, отнюдь не лишние в те лихие времена». Кстати, уже в первых организованных турах встречались те, кого вдохновлял не столько челночный бизнес, сколько стремление посмотреть мир. Таковых, конечно, были единицы – люди, как правило, небогатые, не бывавшие раньше за границей. Часто им приходилось занимать деньги по друзьям-знакомым. Для перепродажи они привозили лишь минимальное количество товара – это называлось «отбить стоимость поездки». Нравы, царившие в шоп-турах в Дубай, образцовыми никак не назовешь. «Подчас пилоты чартерных рейсов просто откладывали обратный вылет в Россию, дожидаясь, пока не протрезвеет иной перебравший алкоголя пассажир и его можно будет допустить на борт. Всей группе приходилось часами сидеть в аэропорту», – вспоминает Галина Зозуль, основатель туроператора «Анга» (впоследствии Space Travel), организатор первых чартеров в ОАЭ. Были и случаи воровства приобретенных товаров у своих же коллег-челноков. «Некий ушлый турист вступил в сговор с грузчиками в Шереметьево – дорогие телевизоры увели прямо с ленты выдачи багажа. Нам пришлось компенсировать клиентам стоимость украденного. К счастью, нечистого на руку коммерсанта удалось впоследствии выявить – деньги он нам вернул», – добавляет Галина. И тем не менее, несмотря на все нюансы, старожилы эмиратского направления вспоминают челноков с благодарностью. «Именно этим людям мы обязаны за популяризацию ОАЭ, – говорит Дмитрий Арутюнов. – Ведь никаких соцсетей тогда не было, информация передавалась из уст в уста. А шоп-туристы рассказывали о стране, о поездках своим друзьям-знакомым, приводили нам новых и новых клиентов». Воздушный табор Летать в Эмираты челнокам 90-х приходилось в спартанских условиях. В сентябрьском номере «ГЛ» за 2017 год мы уже рассказывали о первых чартерах в Дубай на бортах «Кавминводы авиа», которые ставил туроператор «Анга» в 1992–1993 годах. Впоследствии у компании появился новый партнер по авиаперевозке – «Аэрофлот». «Под заказные рейсы салон Ил-86 переоборудовали в грузопассажирский, – рассказывает Галина Зозуль. – Центральные ряды кресел убирались, а на их месте размещали приобретенные товары, отчего самолет изнутри напоминал цыганский табор. Сейчас такое и представить страшно, а тогда неудобства никого не смущали – никто и не думал о большем комфорте». Заказ борта Москва – Дубай – Москва обходился всего в 40 тыс. долларов. За эту сумму, даже используя для пассажиров лишь полсалона, можно было перевезти порядка 200 человек, а заодно и все их покупки. Полеты в таком формате продолжались несколько лет, пока на рынок не вышли карго-компании и крупный багаж стали отправлять отдельными бортами. До половины салона на чартерных рейсах начала 90-х превращалось в грузовой отсек. Пассажирские кресла соседствовали с многочисленными тюками, в которых везли закупленные в ОАЭ товары. Но такие условия на борту не смущали первых туристов-челноков. В середине 90-х к руководству «Аэрофлота» пришли люди одиозного олигарха Березовского. Они образовали при авиакомпании фирму-посредник, через которую монопольно реализовывались места на чартерных бортах. Помимо официальной платы туроператорам предлагалось дополнительно рассчитываться «черным налом» за каждое кресло. «Ангу» это не устроило, и от нацперевозчика компания перешла к сотрудничеству с авиакомпанией AJT, затем – с «Континентальными авиалиниями», «ВАСО»… У «Аэрофлота» брали только блоки мест на регулярных рейсах. Отечественный широкофюзеляжный лайнер Ил-86 оставался основной рабочей лошадкой на маршруте в Дубай вплоть до начала 2000-х, когда их полеты за границу прекратились из-за несоответствия новым требованиям по ограничению шумов двигателей. Настала эпоха боингов и аэробусов, которые стали использовать «Аэрофлот», «Трансаэро» и другие российские авиакомпании. Кстати, с эмиратским направлением связан курьезный случай, произошедший на закате эксплуатации Ил-86 и едва не закончившийся трагедией. Приведем его со слов Галины Зозуль. В сентябре 2001 года борт Ил-86 «Аэрофлота», на котором в Эмираты отправлялся рекламный тур Space Travel, буквально сел на брюхо в аэропорту Дубая. Перепуганным пассажирам пришлось эвакуироваться по надувным аварийным трапам, к счастью, никто не пострадал. Как выяснилось в ходе расследования инцидента, пилоты попросту отключили звуковое предупреждение о необходимости выпустить шасси. Команда подавалась записанным на магнитофонную пленку женским голосом – очень громким и раздражающим экипаж. Меж собой летчики Ил-86 называли эту систему «МарьИванна» и старались обходиться без неё. Вот и на этот раз командир воздушного судна и второй пилот понадеялись друг на друга, а в итоге клавишу выпуска шасси так никто и не нажал. Большой базар в пустыне Дубай на заре 90-х мало походил на нынешний ультрасовременный мегаполис. Этот эмират тогда развивался как морской порт и перекресток торговых путей. А в плане туристической инфраструктуры Шарджа или Абу-Даби могли похвастаться куда большим числом пляжных гостиниц. В Дубае же до 1997 года на побережье был единственный отель – Chicago Beach 5*, построенный еще в 1977-м. «Этот более чем скромный по нынешним меркам комплекс казался нам земным раем, – вспоминают представители туроператоров. – Разместить в нем немногочисленных платежеспособных клиентов было невозможно – с нами даже разговаривать не хотели – все номера уходили иностранцам». Челноков селили в недорогих городских гостиницах в торговом районе Дейра, где было средоточие лавчонок и магазинчиков, в которых и закупали товары. В 1996-м там открылся крупный молл – Deira City Centre. Первыми принимающими партнерами российских туроператоров выступали наиболее известные на то время в Дубае компания Royal Park, принадлежавшая пакистанскому бизнесмену мистеру Мани, и Planeta Tour, которой владел ливанец Джордж Муса, – фирма имела хорошие связи в аэропортах и контролировала карго-бизнес. Позднее, с развитием современных технологий бронирования, эти принимающие стали терять позиции на рынке и туроператоры переключились на более IT-продвинутые DMC – набирающую силу Desert Adventures и другие. Прямой контрактинг с гостиницами был редкостью – отельеры не очень-то стремились заполучить российскую клиентуру, пользовавшуюся тогда не лучшей репутацией, да и визы всё равно приходилось оформлять через принимающие компании. Большой проблемой в начале 90-х оказалась организация досуга туристов. Хотя наши люди и приезжали в ОАЭ в основном ради коммерции, но уделить какое-то время морскому отдыху, оказавшись в жаркой стране, конечно же, хотели все. Туристов возили на дикий пляж – других просто не было, транспорт выделяли DMC. Позднее в Дубае появился и первый оборудованный, однако доступ на него был отдельно для мужчин и женщин – по определенным дням недели. Со временем те, кто уже не впервые побывали в Эмиратах и успели познакомиться со страной, стали выбирать размещение в прибрежных гостиницах Шарджи, которые стоили примерно столько же, как и городские отели Дубая. Утром отдыхали на пляжах, а днём отправлялись в Дейру за покупками. Непросто обстояло дело и с экскурсиями. Облик Дубая не представлял особого интереса – типичная для Ближнего Востока малоэтажная застройка. «Даже самые монументальные городские здания уступали по высоте минаретам мечетей, а там, где сейчас небоскреб Бурдж Халифа, легко было застрять в песках на автомобиле», – вспоминает Дмитрий Арутюнов. Планы создания тематических парков и других центров туристического притяжения еще только созревали в головах шейхов. «Чтобы хоть как-то развлечь клиентов, мы устраивали экскурсии в Умм-аль-Кувейн. Там один голландец содержал на пляже небольшую гостиницу, при которой был пруд с розовыми фламинго. Привозили туда группы – к общей радости и владельца резиденции, и туристов», – рассказывает Галина Зозуль. А вот гастрономические удовольствия уже тогда были доступны путешественникам. Те, кто посостоятельнее, наслаждались изысканными блюдами из морепродуктов в рыбных ресторанах. Публика попроще открыла для себя «шведские столы», бывшие в то время диковинкой в России. «В заведениях сети Golden Fork всего за 7 долларов можно было без ограничений набивать желудок не самой полезной едой. Именно там некоторые туристы начинали свой путь к ожирению», – вспоминают очевидцы. От шопинга – к лакшери Отправной точкой взлета Дубая как популярного туристического направления можно условно считать 1997 год. Тогда власти эмирата решили снести пляжный отель Chicago Beach, и уже вскоре на его месте вырос роскошный комплекс Jumeirah Beach, напоминающий формой морскую волну. Побережье стало застраиваться новыми гостиницами – появились Oasis, два LeMeridien, Ritz Carlton, в 1999-м открылся Burj Al Arab – отель в виде паруса, сразу ставший визитной карточкой Дубая. Отель Burj Al Arab вырос над Персидским заливом в 1999 году и быстро стал визитной карточкой Дубая. Сам же мегаполис еще оставался преимущественно малоэтажным, на Sheikh Zayed Road только закладывались первые небоскребы и современные торговые комплексы. Стремительно преображался и сам город. На основной магистрали, Sheikh Zayed Road, как грибы, вырастали небоскребы, возводились новые торговые центры – Burjuman Mall, Wafi Mall. Гостям мегаполиса сразу полюбились аквапарки, центры развлечений для всей семьи. К концу 90-х Дубай превратился в востребованный курорт, начавший обходить по популярности Шарджу. Россияне по-прежнему приезжали преимущественно с торговыми целями, но стали проявлять больший интерес и к отдыху, совмещая его с коммерцией. Однако в 1998-м в нашей стране случился дефолт, рубль за короткое время обесценился более чем втрое. Турпоток в Эмираты быстро схлынул. По улицам Дубая начала 90-х передвигались не только на роскошных автомобилях. Туристы начали постепенно возвращаться на заре 2000-х, причем прежних челноков среди них было немного – бытовые товары в Дубае заметно подорожали, а рынок в России насытился доступным китайским ширпотребом, – закупаться в ОАЭ для перепродажи стало невыгодно. Мелких коробейников отчасти заменили бизнесмены масштабом покрупнее, они приезжали в основном за технологическим оборудованием. Но более половины туристов уже прибывали именно на отдых. В Дубае к тому времени было довольно много роскошных пляжных отелей, полюбившихся нашей обеспеченной путешествующей публике. За Jumejra Beach закрепилось шутливое название «пансионат «Волна», а Burj Al Arab называли «домом отдыха «Парус». Впрочем, получить места в престижных гостиницах оставалось непростой задачей для наших туроператоров – отельеры по-прежнему относились к российским туристам с предубеждением и часто отказывали, ссылаясь на отсутствие свободных номеров. Репутация дебоширов, способных в пьяном виде испортить отдых окружающим и подмочить добрую репутацию отеля, стойко сохранялась за нашими соотечественниками. Иногда не без оснований, но об этом чуть ниже. Принимающим компаниям приходилось искать лазейки, чтобы выбить комнаты для российских партнеров. «Например, передавали в отель конкретный список людей и просили их поселить. Как правило, ответ был положительным, но цена повыше. Если туристов это устраивало, мы бронировали. Другой вариант – договаривались с DMC, имевшими большие квоты для других стран, чтобы они выделили нам часть мест», – рассказывает Сирак Мурадян, основатель и владелец принимающей компании Al Khalidiah. Дискриминация российского рынка окончательно сошла на нет только после кризиса 2008 года. Глобальный экономический спад затронул не только Россию, но и практически все страны, поставлявшие туристов в ОАЭ. Отельеры Дубая ощутили тогда заметное падение спроса, и в последующие годы старались компенсировать потери, всеми средствами по максимуму загружая свои гостиницы. К тому времени пляжные комплексы лакшери уже открывались на недавно построенном искусственном острове Palm Jumeirah, отелей стало значительно больше и им приходилось жестко конкурировать за клиентуру. Неудивительно, что отечественные туроператоры стали желанными партнерами. Этому, кстати, поспособствовало и заметное изменение в лучшую сторону имиджа наших туристов. По крайней мере, в дорогих отелях Дубая в последнее десятилетие останавливается по большей части вполне респектабельная российская путешествующая публика, ничем не уступающая уровнем культуры и манерами состоятельным постояльцам из Европы и прочих стран. Эпоха больших шальных денег ушла, а с ней – и иные персонажи, нередко приезжавшие на отдых в ОАЭ еще в начале 2000-х. Теперь в Эмиратах отдыхают в основном обычные туристы. Максимум, что они себе позволяют, – это сделать какую-нибудь провокационную фотку и выложить в Инстаграм. Челноки скупали в Эмиратах золото килограммами. Завершим наш экскурс в историю туризма в Эмираты забавным случаем, напоминающим, с какими клиентами порой приходилось иметь дело дубайским принимающим компаниям всего-то чуть более 10 лет назад. Рассказывает Сирак Мурадян: – В 2007 году, на пике бума лакшери-туризма, две дамы – мать и её взрослая дочь – забронировали через нас дорогущий отель Burj Al Arab, два отдельных номера panoramic suit стоимостью под 3 тыс. долларов в сутки каждый. Свободных водителей у нас в день их прибытия не было, и я решил встретить VIP-гостей в аэропорту лично, на только что купленном новеньком Мерседесе S-класса. Из зала прилета туристки вышли, будучи уже прилично подшофе. В ответ на мое приветствие грубо бросили: «А ну-ка быстро взял чемоданы и – в машину!» Всю дорогу пришлось слушать их отборный мат и сетования на то, в каких ужасных условиях им приходится ехать на престижный курорт – «г-но, а не автомобиль!» Было обещано найти моего начальника и устроить ему большой разнос. Раскрывать карты скандальным пассажиркам я не стал, решив до конца отыграть роль простого водителя. И даже принял стодолларовую купюру, врученную в качестве чаевых, – я же шофер, значит, честно заработал – хоть какая-то компенсация за потрепанные нервы! Завтра в продолжение акции «Читаем лучшие статьи журнала Tourism.Story на TourDom.ru!» читайте откровенное интервью Карена Гончарова о том, почему ему не удалось спасти DSBW.