Отели подключат к «Яндекс.Еде»
Поставщик IT-решений для отелей петербургское ООО «Биново» (бренд Bnovo) выводит на рынок новый продукт — web-консьержа Bnovo для сбора отзывов постояльцев, быстрых звонков на ресепшн, знакомства гостя с окрестностями с помощью аудиогида и заказа еды в номера из городских заведений. Открыть интернет-страницу с услугами можно по ссылке или по QR-коду, а также, если гость прикоснется телефоном к специальной nfc-метке наклеенной в каждом номере гостиницы. Доставкой готовой еды в номера займутся курьеры сервиса «Яндекс.Еда», к которому подключено около 8 тысяч ресторанов в 24 городах России. Разработка онлайн-сервиса обошлась ООО «Биново» около 1 млн рублей, полагают участники рынка. Доступ к web-консьержу получили около 200 отелей по России — клиенты компании. В перспективе планируется оснастить технологией около 1000 гостиниц. В числе первых, кто подключился к web-консьержу, оказался петербургский мини-отель «15 комнат». «По моему убеждению, около 15%-20% постояльцев отелей категории до трех звезд будет пользоваться доставкой еды в номер, — считает Григорий Иванов, владелец мини-отеля «15 комнат». — В четырех и пяти звездочных гостиницах клиенты могут спуститься вниз в лобби и пообедать в ресторане, поэтому для них доставка менее актуальна. Такие гостиницы по умолчанию содержат ресторан, за это им и присваиваются дополнительные звезды». Скромный выбор По данным исследования международной компании PhoCusWright Inc, только 20% гостей в мире заказывают еду из ресторана отеля в номер, или как иначе говорят, пользуются room service. Почти 50% гостей считают, что у отелей недостаточный выбор блюд. Ресторан в отеле приносит от 15% до 30% выручки, говорит Елена Лысенкова, генеральный директор Hospitality Income Consulting. Гостиницы с собственным меню не готовы отдавать треть средств конкурентам, однако и полностью запретить доставку в номер по закону не имеют права. Корпоративная политика Предложений о подключении web-консьержей отель получает множество, отмечает Юнис Теймурханлы, управляющий отелем «Гельвеция». «Но к предлагаемым услугам гостиница подходит очень избирательно, — говорит управляющий, — подобные услуги для отеля довольно бессмысленны, так как на них невозможно заработать». Этот сервис, скорее всего, заинтересует низкобюджетные мини-отели и хостелы, все гостиницы от трех звезд и выше, как правило, имеют свои рестораны и развивают room service. «У гостя имеются несколько причин есть в номере, — рассказывает отельер, — это либо усталость, либо болезнь, когда он вынужден оставаться в номере, или же ситуация, когда постоялец имеет в номере гостя, которого не хочет афишировать». Юнис Теймурханлы добавил, что отельеры никогда не пойдут на то, чтобы «Яндекс.Еда» или другой подобный сервис стали приоритетом для постояльцев гостиниц. «Технологии, конечно, развиваются, и изменяют нашу жизнь, — говорит эксперт, — но у сетевых крупных отелей корпоративная политика очень строгая и скорее всего, для них это будет невозможно». Обслуживание номеров предполагает наценку в 10% к стоимости блюд из ресторана. Кроме того, гости чаще всего полагаются на мнение консьержа отеля, который посоветует, где можно пообедать или поужинать неподалеку от отеля. «И получает за это комиссионные, — делится секретом отельер. — А что может предложить сервис доставки?» Большинство люксовых отелей города старается игнорировать доставку еды, поскольку они не соответствует их имиджу, но не все. Жанна Мельник, генеральный менеджер бутика-отеля «Александр Хаус», рассказала, что в отеле у администратора можно оформить доставку еды. «Мы работаем с «Яндекс.Еда» и Delivery Club из рекламных соображений, поскольку у сервисов большой охват аудитории. Нет ничего предосудительного в заказе еды у сервисов доставки, это современные реалии. Другое дело, ни один отель, в котором есть свой ресторан, не будет заинтересован в подобных опциях и рекламировать чужие услуги на территории своего отеля», — говорит Жанна Мельник. По ее наблюдениям, ресторан в гостинице постояльцы посещают в первый день после приезда или перед отъездом, а в остальное время обедают и ужинают в других ресторанах города. Из номеров редко заказывают еду со стороны. «Чаще всего продукты в гостиницу заказывают не гости отеля, а администрация гостиницы, — говорит Григорий Кунис, управляющий и сооснователь сервиса доставки продуктов iGooods. — Мы доставляем большую продуктовую корзину, которую администрация распределяет на свои нужды. Например, на приготовление блюд для постояльцев или для персонала». Плюс 14 млн На рынке доставки еды работают компании iGooods, Instamart, «Дома вкуснее» и другие. Крупнейшие игроки — Delivery club, принадлежащий Mail.Ru Group и «Яндекс.Еда». По оценке Target Global, объем российского рынка foodtech (новых технологий в продаже еды) достигает $1,4 млрд. Доля Петербурга в общем объеме доставки — 15% в 2018 году. «Яндекс.Еда» не разглашает количество заказов, которые сервис выполняет ежедневно. Delivery Club в самые загруженные дни 2018 года обрабатывал по 100 тысяч заказов в сутки, в среднем на службу ежедневно приходится около 80 тысяч заказов. Компания Nielsen подсчитала, что в ноябре 2018 года средняя сумма заказа еды онлайн составила 1,2 тысячи рублей. В среднем петербуржцы ежедневно тратят около 50 млн рублей на доставку из ресторанов. За счет гостиничного сектора ежедневный прирост может составить около 14 млн рублей.