ВЕРНУТСЯ ЛИ АКВАБУСЫ?
Нерентабельные маршруты Напомним, аквабусы курсировали по пяти водным маршрутам Северной столицы шесть лет. Максимальная скорость судов составляла 65 км/ч, а вместительность каждой «маршрутки» - 120 человек. Цена одной поездки в 2010 году была 54 рубля, а затем выросла до 170 в будни и до 300 в выходные. Всего аквабусами воспользовались более миллиона пассажиров. Самый большой спрос зафиксирован в 2011-м (454 тыс. человек), но уже через год цифры заметно снизились. Причиной стало как раз увеличение стоимости билета. Спустя три года после запуска водных такси комитет по транспорту заявил об экономической нерезультативности проекта - с 2011-го по 2013 год на субсидии перевозчикам было выделено 200 млн рублей. Экс-председатель ведомства Станислав Попов посчитал, что эти средства лучше направить на развитие более востребованных автобусных направлений. В итоге в 2014 году аквабусы вышли только на один маршрут - от станции метро «Старая Деревня» до Медного всадника с промежуточной остановкой у Летнего сада. А в 2016-м перевозчики не получили от городского правительства никакой финансовой помощи. Таким образом, на проекте, на который изначально возлагали большие надежды, был поставлен крест. Владелец компании «Неватрип» Юрий Дука считает, что провал связан с расположением причалов: «Они находились там, где спрос оказался невысоким. Добраться от пристаней до работы было невозможно без пересадок. Кроме того, причалов было просто мало». Ресурсы не используются? Однако за последние четыре года количество эксплуатируемых причалов увеличено с 4 до 18. При этом возрождение аквабусов, по мнению зампредседателя комитета по транспорту Алексея Львова, требует детальной проработки: «Стоимость лишь одного скоростного судна, которое необходимо для функционирования проекта, стартует от 200 млн рублей». Между тем количество водного транспорта в Петербурге внушительное. Данные речного регистра за прошлый год говорят о том, что к городу на Неве приписано 401 судно, а также зарегистрировано 94 компании-судовладельца, которые занимаются перевозками пассажиров. «Нева изрезана реками и каналами, но этот ресурс не используется в полную силу. Нужно хотя бы начать тестировать разные форматы сообщения между двумя берегами. Есть направления, которые точно будут востребованы. Водный транспорт - это культурный код Петербурга», - уверена активист Ольга Мнишко. Эксперт межрегионального объединения «Город и транспорт» Владимир Валдин придерживается противоположного мнения: «Транспорт должен быть регулярным, а в замерзающей акватории организовать регулярное водное сообщение невозможно». С ним не согласны сторонники аквабусов. «Да, в холодное время года реки и каналы замерзают, но ведь и туристов в городе в это время в разы меньше, - считает Ксения Бушуева. - К тому же возвращение аквабусов составило бы конкуренцию туристическим компаниям. Сейчас цены на экскурсионные прогулки по Неве стоят неоправданно дорого. Пример успешного функционирования водного общественного транспорта есть за границей. В Гамбурге навигация открыта тоже не круглогодично, а лишь с конца марта до начала октября. Но там ежегодно перевозят по Эльбе порядка 7 млн человек, а одна поездка обходится в 3 евро с одного пассажира». Быть может, и Петербургу пора начать использовать имеющийся потенциал?