Надежность туроператора. Как ее определить?
Пятилетию краха «Лабиринта» посвящается Пять лет назад туристический рынок покинул туроператор «Лабиринт». В «черную» пятницу 1 августа 2014 года появились первые сообщения о проблемах с перевозкой туристов, и на следующий же день компания объявила о приостановке деятельности. В то лето разорилось еще несколько компаний, что повлекло за собой пересмотр всего отраслевого законодательства. И сегодня, вспоминая «Лабиринт», есть повод обсудить такой вопрос: можно ли по внешним признакам определить финансовую надежность поставщика? Звоночки есть всегда Дискуссия на эту тему развернулась в профессиональном сообществе «Трэвел Президиум» в Фейсбуке. Вспомнили и другие громкие крахи: «Капитал Тур» в 2010-м, «Ланта-Тур вояж» в 2012-м и относительно недавние, прошлогодние банкротства – «Натали Турс», «Жемчужная Река», «Полар» и т. д. Доминирующее мнение, что неожиданностью стала только «Ланта», в иных случаях скандалам предшествовали звоночки, которые позволяли принять меры. «Все, кто был внимателен, – не бронировали. И не оказались в итоге в плачевном состоянии!» – считает участник группы в ФБ Оксана Крикотина. Признаки Армагеддона Своим мнением о том, как мониторить ситуацию, в интервью с Татьяной Дмитровой (TourDom.ru) поделилась Анна Цицулина, владелица агентства «ТриАтур» (входит в Объединенную сеть ТБГ и «Горячие туры»). «Если туроператор всеми способами тянет с возвратом средств, скажем, за аннулированный тур – это первый звонок, когда мы приостанавливаем работу и честно говорим об этом туристам», – отметила Анна Цицулина. Есть и другие мнения. «Когда у туроператора не хватает оборотных средств, он начинает внедрять различные финансовоемкие направления: Мальдивы, Сейшелы и прочие», – отмечает адвокат Елена Баринова, которая имела большой опыт работы в качестве руководителя турагентства и знает эту кухню изнутри. По ее словам, практически все проблемные туроператоры грешили демпингом, продавали свои активы, допускали задолженность перед партнерами или сбои с перевозкой и заселением туристов в отели. Как тут не вспомнить слова гендиректора «Турпомощи» Александра Осауленко: «Не может тур из Москвы на Хайнань на восемь дней стоить 25 тысяч рублей. Это даже не стоимость авиаперевозки!» Как считает Елена Баринова, насторожить также должны большая текучесть кадров, частые судебные процессы, прекращение сотрудничества с партнерами, несвоевременное подтверждение забронированных услуг, низкий профессиональный уровень работников или временное исключение туроператора из реестра Ростуризма. «Когда поставщики еще не увлекались прямыми продажами, то повышали комиссию турагентам. Формально мы также относили это к первым сигналам бедствия», – уточняет эксперт. Сейчас ситуация поменялась: комиссию турагентам не повышают, а понижают. Поэтому, по мнению директора компании «Таганрог Глобал Трэвел» Ирины Пащенко, туроператор в предбанкротном состоянии отличается тем, что расширяет прямые продажи физическим лицам и дает им скидки выше, чем турагенту. Турагенты пользуются всеми возможными каналами получения информации, включая народную молву и посты коллег в соцсетях. Но в этом случае есть риск лишиться большинства партнеров, потому что негатив периодически распространяется едва ли про всех. Профессионалов от дилетантов как раз определяет способность фильтровать и правильно интерпретировать события, считают турагенты. А вы как считаете? Примите участие в опросе!