Отдыхать и познавать родной край. Что покажет Сибирский тракт?
Межрегиональный проект «Сибирский тракт» ориентирован на создание единого туристского пространства, обеспеченного различными сервисами вдоль современной федеральной автомагистрали, которая соединяет центральную Россию с Сибирью и Дальним Востоком. Однако сервис - это лишь часть: в путешествиях важно не только отдыхать, но и познавать. Как это совместить и что для этого нужно, обсуждали на III межрегиональном бизнес-форуме «Сибирский тракт: реалии, потенциал, бизнес-интересы». Местом его проведения стал город Тюкалинск. По пути Если для Омска Достоевский - наше всё, то для Тюкалинска всё - это Чехов. Антон Павлович проследовал через город весной 1890 года. Тогда великого русского писателя поразили гигантские просторы и красоты края. Он писал: «Когда в Сибири появятся свои поэты, то сибирская природа будет служить для них «неисчерпаемым золотым прииском». Красоты и сейчас великолепные, народ всё тот же радушный, приём хлебосольный. В этом убедились представители Свердловской, Тюменской, Омской, Новосибирской и Иркутской областей. Их приветствовали от ассоциации «Сибирский тракт»: несколько территорий объединились ради одной цели - создать маршрут для туристов по старому Сибирскому тракту. Когда-то это была самая длинная дорога, соединяющая две части одного государства. Одни современные города и посёлки появились на карте только благодаря тракту, другие получили дополнительное развитие вместе с его строительством. Именно дорога дала огромный толчок в освоении Сибири и вывела Россию на новые торговые пути в азиатской части вплоть до Китая. «Ассоциация появилась в 2014 году, изначально это был координационный совет, который рассматривал все вопросы с теоретической точки зрения, сейчас пришло время решать вопросы хозяйственные, - рассказал председатель правления ассоциации «Сибирский тракт», глава Тюкалинского района Омской области Иван Куцевич. - Если взять статистику, то через наш район ежесуточно проезжает порядка 15 тысяч машин, это больше, чем жителей в городе Тюкалинске! Организовать придорожный сервис нам нужно таким образом, чтобы мы могли из этих 15 тысяч машин остановить у нас хотя бы 10%: переночевать, посетить музеи, театр, Дворец спорта. Придорожный сервис - это и рабочие места, и развитие территории. Нам наши соседи из Абатского района Тюменской области рассказывают, что в совокупном валовом продукте в 2 млрд руб. 25% даёт придорожный сервис. Я думаю, что этого можно достичь и нам. Именно тракт дал огромный толчок в освоении Сибири, сейчас задачи не менее масштабные. Инфраструктуру придорожной сети Тюкалинск уже начал развивать. В 2014 году в районе существовала одна гостиница, сейчас их восемь. Прямо на трассе стоит «Берлога». Гостиничный комплекс имеет всё самое необходимое, администратор Алексей Ерёмин отметил, что народу у них всегда много, особенно летом. Некоторые живут по несколько дней. Турист может выбрать сам условия проживания: койко-место от 700 рублей в помещении гостиницы или отдельный домик за 2200 рублей. Мотоцикл, автомобиль, автодом Автотуризм даёт наибольшую свободу выбора. Человек, путешествующий на автомобиле, может посещать города и сёла, как ему удобно, и те места, которые ему интересны. Всё больше россиян едут в путешествие с познавательными целями - посмотреть достопримечательности, а некоторых особенно влекут уединённые уголки, где сохранились уникальные природные условия, недоступные для посещения массовыми туристами. Президент Общенациональной ассоциации автомототуризма, руководитель рабочей группы по развитию автотуризма в России при Экспертном совете комитета Государственной Думы РФ по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Сергей Лобарев приветствовал проект «Сибирский тракт». Он считает, что туризм - серьёзная сфера экономики, так как помогает развиваться нескольким десяткам смежных отраслей. «Нас, автолюбителей, более 40 млн. За рубежом автотуризм даёт более трети доходов от всего туризма. У нас же это какие-то копейки, пора менять ситуацию, - сказал эксперт. - Хотя движение по развитию сферы туризма в последнее время приобрело активность. Пример тому - возросший интерес к этой сфере регионов, расположенных за Уралом, в том числе Омской области. Сейчас стоит задача завернуть в красивую обёртку уже созданное». Внутренний и въездной туризм сегодня - одно из приоритетных направлений в социально-экономическом развитии российских регионов. Речь об этом шла в мае на совещании в Ростуризме. По инициативе Омской области проект «Сибирский тракт» включён в план реализации стратегии развития туризма в РФ на период до 2020 года. Следующая задача - войти в перспективный план, пока он верстается в Москве. Важно войти в проект Татьяна Дернова «Когда маршрут построен через значительную территорию нашей страны, то, конечно, с ней захочется познакомиться, - сказала заместитель председателя правительства Омской области Татьяна Дернова. - Мне кажется, люди подустали от поездок в Турцию, Китай, Таиланд. Сейчас растёт интерес к собственной стране, потому что уголков, которые не познаны лично тобою, много, в том числе и наша Омская область. Нам нужны отели, придорожный сервис, хорошие дороги, потому что без дорог автотуризм сложен. Но, к счастью, всё меняется к лучшему. И в других регионах тоже. Важно, что сейчас бизнес, власть и сами автотуристы вместе обсуждают, как сделать путешествия интересными, полезными, запоминающимися. Нам нужно войти в федеральную программу и получить финансирование на развитие проекта «Сибирский тракт». Он связывает 19 муниципальных образований Омской, Тюменской и Новосибирской областей, Забайкальского края и Республики Бурятия. Чем больше мы знаем о своей стране, тем больше мы её любим и желаем ей процветания». Нужна помощь Владимир Куратов «В сутки у нас останавливается 250-280 грузовиков, - говорит директор ООО «Омич» Владимир Куратов (Калачинский район). - У нас большой комплекс, первую очередь возвели в 1999 году. Площадки асфальтированы, есть всё для отдыха, где умыться, постирать, возможность сходить в баню. Есть гостиница, кафе, магазины, созданы все условия для автомобилистов. Они могут поесть, выспаться, сыграть в бильярд. Летом к дальнобойщикам прибавляется много автопутешественников. Они у нас останавливаются по пути на Алтай, Байкал. Много итальянцев, французов, китайцев, немцев. Сейчас мы строим гостиничный комплекс в районе озера Чаны, за 154 километра от Калачинска. Уже запустили заправки, в этом году откроем магазин, кафе, санблоки. Вложения в подобные проекты составляют 350 млн руб., чтобы дождаться окупаемости, нужно лет десять. Сейчас мало кто настроен на такие вложения. Нет налоговых каникул или льгот, сразу приходится вкладывать по полной программе. От государственной помощи мы бы не отказались. Бонус от «Сибирского тракта» Леонид Рыженко «Это межрегиональный проект. В рамках проекта начинается формирование единой туристической зоны: уже создана инфраструктурная база, действует информационный центр, разрабатываются собственные турпродукты, которые будут объединены бонусно-статусной системой под брендом «Сибирский тракт». Программа создана разработчиками высокотехнологичных проектов института системного проектирования с центральным офисом в городе Омске. Действует она по типу бансковской программы бонусов, которая даёт привилегии для владельцев карт, – сказал директор ассоциации «Сибирский тракт» Леонид Рыженко. – В случае с «Сибирским трактом» за каждую покупку, оплату услуг также начисляются бонусы. Путешественники, получившие в программе высокий рейтинг, награждаются. Регистрация в партнёрской программе бесплатна, при начислении бонусов взимается 1 % от суммы чека клиента». Кстати Караванинг - вид автомобильного туризма, путешествие с проживанием в автодомах или автоприцепах. Он получил большое распространение в США и Европе. В последние годы туристы на автодомах добрались и до России. Сегодня в Москву ежегодно приезжают более 2000 таких путешественников, однако туристы вынуждены оставлять свои дома на колёсах на неприспособленных стоянках. В столичных городах России предполагается строительство кемпингов для караванеров. Это вообще имеет очень большие перспективы в России. С обслуживанием этого вида туристов связано множество сопутствующих услуг: от бытовых до проката автодомов, ремонта и обслуживания техники на пути следования.