Войти в почту

Просто в Магадан не ходят поезда: секреты цен на авиаперевозки

Почему в некоторые регионы России авиабилеты стоят дороже, чем за границу? В эфире телеканала «МИР 24» о ценовой политике авиаперевозчиков рассказал Александр Фридлянд, директор Научного Центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации», профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации. - В 1970-80-е годы, например, из Воронежа можно было напрямую улететь в 65 городов большой страны и 31 населенный пункт местного значения. Самолетами пользовались как автобусами. Почему же сегодня во многие города России можно летать только через Москву? И почему перелеты в некоторые российские регионы стоят дороже, чем за границу? Александр Фридлянд: Во времена СССР была другая экономика. В ней были условные цены – на керосин, на самолеты. Была условная зарплата. Было так выстроено, что можно было летать. Была политика аэрофикации – в каждом крупном региональном центре на излете СССР уже стояли Ту-154, в райцентры летали Ан-24, Ан-2. Как только та экономика с условными ценами рухнула, выяснилось, что платежеспособный спрос и реальные цены на авиационную технику имеют большой дисбаланс. - Но почему авиабилет из Новосибирска в Магадан стоит в среднем 16 235 рублей? Из чего это складывается? Александр Фридлянд: Себестоимость перевозки складывается из разных статей – керосин, стоимость авиатехники, зарплата экипажей, наземное обслуживание. Все наземное обслуживание у нас намного дороже, чем за границей, потому что мало летают. Стоимость аэропортов… Разделите на 100 млн пассажиров или на 500 тыс. пассажиров – будет совершенно другое. Промышленность что-то пытается производить, серийность этого производства тоже очень низкая. Плюс у промышленности утеряны очень многие составляющие. Самолет – это огромное количество комплектующих, поставляемых разными производителями, они должны быть высокотехнологичными. Если не делать массового производства, то поставить комплектующую, которой вам нужно в год три штуки, никто не возьмется. Поэтому у нас умер очень хороший тип самолета Як-42. 120-местный самолет, чуть больше, чем этот «Суперджет», который сегодня летает, с хорошими характеристиками. Саратовский завод умер, комплектующие некому делать. Как тип, он долетывает. - Когда мы готовились к программе, поинтересовались, откуда и куда можно летать бюджетно. Оказалось, что из Читы в Улан-Удэ можно улететь за 2070 рублей. За 2385 можно улететь из Казани в Нижний Новгород. При этом билет на самый массовый региональный авиамаршрут Москва – Петербург дешевле 5000 рублей найти практически невозможно. Александр Фридлянд: В последние годы самый популярный маршрут для российских граждан Москва – Анталья и Москва – Петербург. Полеты, которые вы назвали, – межрегиональные. Они подпадают под субсидирование в соответствии с постановлением правительства. - А Москва – Петербург? Александр Фридлянд: Субсидируются межрегиональные полеты, не связанные с Москвой. Интервью полностью смотрите в видеоролике.