Войти в почту

Президент спросил про цены на авиабилеты. Комментарий Георгия Бовта

Президент России Владимир Путин обратил внимание главы «Аэрофлота» Виталия Савельева на то, что рост цен на российские авиабилеты в 2019 году превысил уровень инфляции. «Виталий, больше инфляции — 7% рост!» — сделал замечание президент главе авиакомпании перед выступлением на заседании президиума Госсовета, которое прошло в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке. Ждать ли теперь снижения цен? Владимир Путин уже второй раз за последние дни волевым стилем вмешивается в экономику в интересах потребителей. Посещая недавно пострадавший от паводка город Тулун в Иркутской области, он сделал публичное замечание в адрес Сбербанка за то, что тот не реструктурирует долги по кредитам пострадавшим от бедствия. Герман Греф вошел в положение моментально, вылетев в Тулун и распорядившись всем все реструктурировать либо простить. Правда, в Тулуне еще шесть крупных банков выдают кредиты населению, и почему-то они ничего никому не списывают. Хотя Путин их, с другой стороны, и не просил. Но если Сбербанк буквально купается в прибыли, то с авиакомпаниями все сложнее. Поэтому вслед за Виталием Савельевым, главой «Аэрофлота», стоит устроить перекличку причастных к тому, что рост цен на авиабилеты превысил инфляцию примерно в два раза. Так авиаперевозчики стремятся компенсировать убытки, понесенные в прошлом году и начале текущего из-за роста цен на авиатопливо. В прошлом году авиакомпании потеряли 54 млрд рублей, а только в первом квартале нынешнего года еще 45 млрд рублей. Причем при среднегодовых темпах инфляции около 7% в 2011-2018 годах среднегодовой рост цен на авиабилеты на внутренних направлениях составлял всего 3,02%. В прошлом году тот же «Аэрофлот» старался держать цены, но в этом уже не смог. Путин, рассказывая на «прямой линии», что 30% цены авиабилета «Аэрофлота» — это затраты на топливо, упомянул, что в прошлом году эта составляющая выросла на треть, потому билеты и подорожали на 9,5%. При этом одной из причин, объяснял президент, стал налоговый маневр, когда снижаются экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты и растет налог на добычу полезных ископаемых. Но обратного акциза на нефть оказалось недостаточно, чтобы сдержать рост стоимости топлива, и поэтому он повелел правительству придумать вариант компенсации за авиатопливо перевозчикам. И теперь впору спросить уже министра Силуанова: мол, Антон, почему механизм не работает? А потому, что такая компенсация предусмотрена упрощенно, при цене на нефть выше 65 долларов за баррель, а она пока ниже. При этом цены на авиакеросин в аэропортах России сейчас выше, чем в большинстве стран Европы. Так что можно выкликнуть еще и главу ФАС Артемьева: Игорь, а что у нас с конкуренцией в аэропортах? И выяснится, что с ней, в общем, плохо. Монополизм высок, в том числе в самих авиаперевозках, особенно после кончины авиакомпании «Трансаэро», составлявшей мощную конкуренцию тому же «Аэрофлоту». А можно еще выкликнуть главу «Ростеха» Чемезова и спросить про Superjet. Их у «Аэрофлота» 49 бортов, и по настоятельной просьбе правительства будет закуплено еще 100. А Чемезова спросить: Сергей, почему у Superjet суточный налет, по разным оценкам, в два-три раза меньше, чем у Boeing и Airbus? Почему самолеты неделями простаивают в ожидании запчастей, принося убытки? Заодно спросить у главы Минпромторга Мантурова: Денис, а когда наконец будут доведены до ума авиадвигатели ПД-14 и ПД-8, чтобы поставить их на Superjet вместо того чуда французской техники, короткий ресурс которого требует частого текущего ремонта? Еще спросить у Чемезова и Мантурова, почему до сих пор не поставлен на конвейер перспективный и страшно экономичный среднемагистральный самолет МС-21, что должно было произойти еще в 2018 году, до того как Запад ввел санкции на поставки композитов для этого самолета. С испуга «Аэрофлот» может теперь снизить цены на авиабилеты. Это, скорее всего, приведет к тому, что в свободном доступе останутся более дорогие билеты, которые станут чуть дешевле, а вот совсем дешевые билеты, на которые приходится сегодня более половина продаж, станут дефицитом. Хотя на бумаге цены снизятся в среднем. Если же все билеты продавать по единой цене, как в советское время, то дешевых не будет совсем, а следовательно, резко снизится заполняемость рейсов и возрастут расходы на одного пассажира. Для компенсации потерь авиакомпании будут вынуждены снова поднимать цены, сократить частоту полетов или отказаться от убыточных рейсов. И тогда они придут к президенту просить субсидий и компенсаций.

Президент спросил про цены на авиабилеты. Комментарий Георгия Бовта
© BFM.RU