Инвестиционные тренды гостиничного рынка
Вложения в сферу гостеприимства привлекают внимание инвесторов как в России, так и за рубежом. Согласно недавнему отчету компании JLL, занимающейся аналитикой в сфере недвижимости, в 2018 году инвестиции в гостиничный бизнес достигли $68 млрд. Мировой рынок отелей продолжает расти и в 2019 году. Его привлекательность для инвесторов обусловлена стабильной доходностью гостиниц и устойчивостью самого рынка. Инвесторы следят за новыми туристическими направлениями и стремятся диверсифицировать свой бизнес. В России было две масштабные волны строительства гостиниц. Связаны они с крупными спортивными событиями. В 2014 году состоялись зимние Олимпийские игры в Сочи, в 2018-м — чемпионат мира по футболу. Под каждый из турниров создавалась соответствующая инфраструктура, в том числе гостиничная. Развитие коснулось всех городов-участников. Больше всего гостиниц было построено в Москве и Краснодарском крае — в прибрежном и горном кластере. К 2019 году эффект от этих событий сошел на нет, количество открытий новых отелей и гостиниц резко упало, поэтому инвесторы ищут новые возможности вложения денег. Несмотря на российскую специфику, мы попробуем выделить тренды, свойственные и российскому, и мировому рынкам. Специализация услуг и развитие альтернативных брендов Как в России, так и за рубежом сама структура работы отельного бизнеса претерпевает изменения. Происходит активная специализация и разделение функций. Многие стандартные задачи отдаются внешним операторам: стирка, уборка, транспортное обслуживание и охрана. Даже питание становится вотчиной профессиональных операторов. Одна сеть кафе и ресторанов может обслуживать сразу несколько отелей. То же самое касается СПА-салонов и фитнес-центров. Характерно, что в России процесс перевода некоторых услуг на аутсорс проходит быстрее, чем за границей, потому что владельцы отелей стремятся максимально сократить издержки. Да и во многих случаях такой перевод функций способствует улучшению сервиса. У крупных международных операторов появляются бренды в бюджетном и экономическом сегменте. Это так называемые альтернативные концепции и гибридные места размещения для миллениалов. Например, у компании Marriott активно развивается такой бренд, как Moxy, Accor Hotels продвигает Mama Shelter, а Radisson расширяет бренд Radisson Red. В России отели такого типа пока не открылись, но это лишь вопрос времени. Развитие новых форматов отелей Нельзя не отметить появление большого количества нестандартных гостиничных услуг. Среди них — экотуризм, семейные гостиницы, индивидуальные туры. В 2018 году главным трендом в туризме стал bleisure (business + leisure, бизнес + досуг). Такой вид туризма сочетает в себе работу и отдых. Бизнес-туристы продлевают командировку в понравившемся городе и получают новые впечатления. В России строительный бум уже позади. Экономическая ситуация, а именно: падение реальных доходов населения в стране — диктует свои условия. Большинство российских туристов не могут позволить себе номера в отелях, в которых жили гости ЧМ и Олимпийских игр. Поэтому появляются проекты, ориентированные на широкий круг потребителей. Основная ставка — на мобильных туристов, которые не тратят много денег. Развиваются форматы типа кемпинга, экоотелей, модульных домов, коливингов, смарт-отелей. В крупных городах появляются апарт-отели. Они сочетают в себе особенности гостиничного номера и хорошей домашней квартиры. Отличие состоит в том, что гости могут самостоятельно приготовить еду на кухне. Такие отели ориентированы на длительное проживание туристов. Цены в них значительно ниже, чем в обычных гостиницах. В России все эти изменения связаны с выходом мелких инвесторов на ту территорию, где раньше доминировали крупные игроки рынка. Законодательные инициативы также нацелены на структуризацию малого отельного бизнеса. Монополизация рынка не ожидается Несмотря на усиление влияния транснациональных инвестиционных фондов и увеличение количества сделок слияния и поглощения, крупные игроки занимают лишь треть гостиничного рынка. Другие 2/3 рынка принадлежат малому и среднему бизнесу. Их активность можно проследить по рекордному количеству займов, которые были взяты под покупку и строительство гостиниц. Так, в 2018 году в США сумма кредитов под развитие гостиничного дела достигла $28 млрд. Та же тенденция свойственна России. В связи с трансформацией и развитием новых форматов отелей, которые нацелены на небогатого туриста, порог вхождения в рынок снизился. Вложения в гостиничный бизнес видятся привлекательными для небольших инвесторов. Растущая популярность отелей премиум-класса Миллениалы предпочитают тратить деньги на впечатления, а не на материальные ценности. В основном через путешествия. Люди с высоким уровнем дохода — не исключение. В последние годы наблюдается высокий спрос на путешествия премиум-класса. По данным Grand View Research, рынок элитного туризма будет ежегодно расти на 4,5% и к 2025 году достигнет $1,1 трлн. Ключевые игроки рынка — InterContinental Hotels Group’s, Hilton, Hyatt — приобретают и поглощают компании, которые фокусируются на отелях премиум-класса. В США за последний год количество сделок с отелями класса люкс выросло на 76%. Российские инвесторы также любят инвестировать в дорогие отели, как правило, в Европе. Причины такого интернационального интереса просты: премиум-отели имеют наибольшую доходность. Конечно, туризм и гостиничный бизнес меняются очень динамично, поэтому инвестору важно улавливать смену трендов в отрасли и не вкладывать деньги в неактуальные проекты. Как и в любом бизнесе, ожидания инвесторов могут отличаться от фактических результатов. Срок самоокупаемости у отелей сильно различается в зависимости от типа гостиницы и его местоположения. В России этот срок составляет 12–15 лет. Растущий интерес инвесторов к вложению в гостиничный бизнес не случаен — как показывает практика, подобные проекты хорошо адаптируются к кризисным явлениям в экономике. В совокупности эти факты делают инвестиции в гостиничный бизнес хорошим стабильным вложением.