Войти в почту

На Новый год россияне навострили лыжи во Вьетнам, Таиланд, Индию, Доминикану, а также в Крым и Сочи, если рассматривать российский сегмент рынка. Картина традиционная, хотя многие туроператоры отмечают спад продаж по отношению к прошлому году от 3 до 15%. Больше всех «поплыл», как ни странно, внутренний туризм, хотя у федеральных ведомств, осваивающих казённые средства на его поддержку, всё поёт и колосится. Впрочем, статистике по туризму давно нет доверия, а тенденции лучше отслеживать на менее заметных вещах. Мимо кассы Нынешней осенью Плёс был непривычно пуст. Хотя место для туристов намоленное: старинный купеческий городок на Волге, десяток православных храмов, столько же музеев, 3-километровая набережная, памятные места Исаака Левитана и Дмитрия Медведева. Моду на Плёс столичному истеблишменту привил именно премьер-министр Медведев, которого часто видели здесь с супругой Светланой в последние 10 лет. Не менее важно, что в Плёсе совсем нет промышленных предприятий, а туристическая инфраструктура сформировалась ещё в советские времена – городок попал в орбиту Золотого кольца, здесь бросали якорь круизёры Волго-Балта. Вкупе с акцентом на развитие внутреннего туризма Плёсу, казалось, обеспечено процветание на долгие годы.Однако из «волжского рая» бежит население: в 2001 г. здесь проживало 3400 человек, а в 2017-м – всего 1790. Осенью 2019 г. появились сообщения, что и владельцы гостиниц Плёса задумались о выходе из бизнеса. Хозяйка одного из самых популярных комплексов «Частный визит» готова продать его за 130 млн рублей, поскольку число туристов и их расходы показывают спад. Стало меньше и прибывающих в Плёс теплоходов, а цены вокруг причалов только растут. За месяц до Нового года не продана значительная часть гостиничных номеров, поскольку за требуемые деньги можно комфортно устроиться в Словакии или Словении с совсем другим уровнем сервиса. Хотя сайт Ростуризма уверяет нас, что санаторно-курортное лечение на зарубежных курортах «привлекательно в основном для обеспеченных россиян». Приводятся цены: чешские Карловы Вары – от 35 тыс. рублей за 7-дневный тур, словацкая Дудница – от 50 тыс., австрийский Баден – от 66 тыс. рублей. А у нас в Подмосковье якобы можно качественно отдохнуть и полечиться недельку за 9, 7 тыс. рублей. Дальнейший анализ выкладок федерального агентства теряет всякий смысл. Частный инвестор давно осознал, что внутренний туризм не может расти в стране с падающей экономикой. Был запал после присоединения Крыма, да, похоже, весь вышел. По словам Максима Бродовского, генерального директора гостиничной сети Azimut, народ всё меньше уверен в том, что у него завтра будет работа, и предпочитает сделать заначку, а не отдыхать. До 70% россиян продолжают жить в режиме жёсткой экономии, а 7% обременены ипотекой и отдают банкам до половины доходов. Бывший средний класс готов всё меньше платить любым посредникам – в том числе туроператорам. Туры покупают преимущественно пожилые люди, не всегда умеющие конструировать самостоятельные путешествия. Но таких клиентов всё меньше. В обновлённом к Олимпиаде 2014 г. Сочи пока не удаётся вернуть свои вложения ни госкорпорациям, строившим спортивную инфраструктуру, ни девелоперам гостиниц, которые рассчитывали окупить затраты намного быстрее. Крупные сети пролоббировали ликвидацию недорогих хостелов в многоквартирных домах, расчистив тем самым рынок и «убив» конкурентов, дававших минимальную цену. Но и это не помогает, поскольку неважная макроэкономика подавила не только любознательных туристов, но и командированных, которых так удобно было выдавать за туристов. Сложение вместо вычитания Затянувшие пояса предприятия всё чаще задумываются: а зачем я буду платить за полёт своего менеджера в Екатеринбург, где он будет четыре дня жить в отеле на мои же суточные, когда он может прекрасно пообщаться с коллегами в Интернете. Смартфон, лежащий почти у каждого в кармане, позволяет провести онлайн-конференцию или вебинар, где можно видеть других участников, обмениваться с ними репликами. Конечно, если речь идёт о вкусном контракте, опытный руководитель понимает, что самые интересные переговоры проходят в курилках, банях и ресторанах, а вебинар не в состоянии создать необходимую для успеха партнёрства эмоциональную близость. Но сколько командированных колесят по России на всевозможные симпозиумы, которые никакого навара даже в перспективе не сулят – на них в первую очередь и экономят. И это путает статистику по туризму. Она ведь редко сопровождается методическими пояснениями. Как рассказывали «АН», в 2008 г. Ростуризм оценивал внутренний турпоток в 30 млн человек, а во всех гостиницах, хостелах и пансионатах зарегистрировано 31, 5 млн человек. В 2009 г. зафиксированы паранормальные статистические явления: в пик кризиса постояльцев в гостиницах стало меньше сразу на 21%, ещё большие темпы падения показала статистика туроператоров. А у Ростуризма количество внутренних туристов выросло до 32 млн человек. В 2010-м насчитали те же 32 млн человек. При этом наполняемость отелей выросла лишь до 27 миллионов. В 2014 г. на волне охватившей страну самодостаточности Ростуризм рапортовал о рекордном росте почти на треть – до 41, 5 млн внутренних туристов, хотя в отелях стало больше всего на 4% постояльцев. 5 января 2016 г. премьер Дмитрий Медведев на совещании в Сочи объявил, что «внутренний туристический поток по итогам 2015 г. может составить около 50 млн человек». То есть, несмотря на очевидное стремительное обнищание, население вдвое больше путешествует по стране, чем в благополучном 2007‑м. Дмитрий Анатольевич вряд ли знал, что той же зимой руководитель департамента туризма и региональной политики Минкульта Ольга Ярилова направила в Росстат предложения по совершенствованию системы подсчёта туристов: «Сегодня посчитать потоки в регионах невозможно, потому что все регионы считают потоки по-разному. Кто-то считает через сотовую связь, кто-то по гостиницам, кто-то по ночёвкам. Зачастую внутри региона органы статистики и турсектор не могут договориться о том, как и что нужно считать». Аналогично глава Крыма Сергей Аксёнов потребовал скорректировать методику подсчёта, поскольку несуществующие цифры не дают объективную картину: «Я в этом году сто раз слетал в Москву, поэтому я мог бы быть сто раз турист. А весь Совмин мог бы процентов тридцать такой статистики обеспечить». В 2019 г. надуванием цифр по туризму отметились регионы: губернаторов вдруг стали хвалить за экономические успехи, а не только за лояльность, услужливость и отсутствие социальных взрывов. А какие могут быть успехи, если у частного инвестора главная забота – кому бы втюхать свои активы, «выйти в деньги» и куда-нибудь свалить? Краснодарский край по итогам 2018 г. отчитывается: приняли более 17 млн туристов. Но если каждый из них потратил хотя бы 15 тыс. рублей (а отпускники в Сочи и Анапе должны тратить в разы больше), то в экономику региона должно было влиться 255 млрд рублей. Это больше краевого бюджета на 2019 год! Как отмечает вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников, сходный показатель и у Крыма: количество записных туристов таково, что при тратах в 15 тыс. на человека они должны наполнять республиканский бюджет на треть. А его наполняют отчисления из Москвы на 75–80%. «О таких цифрах не могут и мечтать даже самые популярные туристические страны. Очевидно, что данные о турпотоках сильно завышены», – делает вывод эксперт Кожевников. Кое-где умудряются посчитать тех, кто прибыл в аэропорт, остановился в гостинице, приехал на дневную экскурсию. И всех их суммировать! Если верить статистике, в 2017 г. люди совершили свыше 56, 5 млн поездок по стране при 146-миллионном населении. Лоббисты, пробивающие финансирование на «поддержку туризма», на основе этих данных стремятся представить отрасль перспективной и быстрорастущей, а в Стратегию развития туризма вносятся заведомо невыполнимые цели – увеличить количество внутренних туристов чуть ли не до 100 миллионов. Ростуризм сообщает, что по программе «Культура и туризм» освоят 21 млрд рублей. Но это крохи, поскольку с мая 2019 г. обсуждается отдельная ФЦП уже непосредственно по туризму. Общий объём её финансирования ФЦП на 2019–2025 годы составит 422, 2 млрд рублей, в том числе 69, 3 млрд из федерального бюджета и 12, 4 млрд из бюджетов субъектов. «На туризм» явно что-то упадёт и из нацпроекта «Культура». А подлинные цифры по внутреннему туризму мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Выбирая на Новый год Прагу и Ригу вместо Великого Устюга и Сергиева Посада, «обеспеченный» россиянин руководствуется соотношением цены и качества. А минус казённой экономики в том, что она любое интересное место тут же превращает в баснословно дорогое. Кто будет спорить, что Плёс прекрасен. Но не по цене Парижа и Рима.

К взлёту готовы
© Аргументы Недели