Как российские авиакомпании переживают крупнейший кризис отрасли
МОСКВА, 7 апреля. /Корр. ТАСС Мария Амирджанян/. Мировая гражданская авиация, в том числе и российская, столкнулась, пожалуй, с крупнейшим кризисом в своей истории. Пассажиропоток аэропортов России сократился практически на 90%, компании закрыли полеты за рубеж и значительно снизилась интенсивность рейсов внутри страны. Восстановление отрасли может занять весь следующий год, а то и больше, прогнозируют эксперты. Как сокращались рейсы Полное закрытие пассажирских перевозок за границу - сейчас прекращены все перелеты, кроме грузовых, почтовых, санитарных и гуманитарных, - не могло не повлиять на внутренние рейсы. По данным сервиса путешествий Tutu.ru, если в среднем до введения ограничений внутри России выполнялось почти 3,17 тыс. рейсов в сутки, теперь их осталось менее 400. Так как регулярные полеты за рубеж выполнялись в основном из Москвы, многие внутренние направления были необходимы жителям регионов, чтобы улететь за границу через столицу. Московский авиаузел играет важную роль в поддержании связности маршрутов и по России - в прошлом году в обход него выполнялось только 39% рейсов, этот показатель планировалось довести до 50% к 2024 году. К тому же, как отмечали в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, международные рейсы приносят больше дохода, чем внутренние, и перевозчики традиционно компенсировали убытки от маршрутов по России за счет зарубежных маршрутов. Давление на перевозки по стране оказал и режим самоизоляции, который с небольшими отличиями действует практически по всей России. Самым чувствительным для авиакомпаний стал запрет правительства на размещение постояльцев в санаториях и работу курортных объектов до 1 июня. На фоне этого решения полностью приостановила полеты третья по величине авиакомпания страны - "Победа". Кроме того, приостановили перелеты чартерные Azur Air, Royal Flight и iFly. Сокращение внутренних рейсов коснулось и национального перевозчика - "Аэрофлот". Ранее компания сообщила, что сокращает количество полетов в связи с "падением спроса на внутренние авиаперевозки вследствие принятых ограничений на передвижения". На данный момент опубликован только список рейсов с 4 до 10 апреля. Как следует из расписания, "Аэрофлот" сохранил рейсы почти во все регионы (кроме Чечни, которая ввела жесткие ограничения на посещение региона), но значительно уменьшил их количество. Так, раньше "Аэрофлот" выполнял по самому загруженному маршруту между Москвой и Санкт-Петербургом 140 рейсов в неделю, сейчас - только 70. Значительно меньше стало полетов в Сочи, Симферополь, Геленджик и Краснодар. Во многие регионы авиакомпания оставила только один перелет в день. Сокращению подверглись и социально значимые рейсы на Дальний Восток. Это коснулось собственных рейсов перевозчика - например, частота полетов во Владивосток снизилась с 14 до семи в неделю. Кроме того, дочерняя "Россия" из пяти дальневосточных направлений сохранит только Магадан. Ее рейсы в Хабаровск, Южно-Сахалинск, Владивосток и Петропавловск-Камчатский приостановлены до 1 мая. Другие перевозчики пока не публиковали детальный график сокращения полетов, но, например, заместитель генерального директора по стратегии S7 Group Григорий Давыдов говорил ТАСС, что компания сократила количество рейсов в летнем сезоне на 50% от ранее запланированных. Utair также почувствовал снижение спроса. "Мы видим, что люди дисциплинированно соблюдают карантин и сокращают свои поездки, но при этом летают по неотложным делам", - сказали в пресс-службе компании. Сколько теряют компании Пока единой оценки потерь российских авиакомпаний нет. В середине марта первый замминистра транспорта - руководитель Росавиации Александр Нерадько говорил, что сами перевозчики оценивают потери более чем в 100 млрд рублей. При этом официально компании не раскрывали данные по убыткам от приостановки части полетов. Однако, например, Utair заявляла, что рассматривает возможность приостановки платежей по финансовому лизингу из-за пандемии и снижения цен на нефть. Только массовые вывозные рейсы, организованные для возвращения россиян из стран с неблагополучной обстановкой по коронавирусу, обходились авиакомпаниям минимум в 500 млн рублей ежедневно, рассказывали в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта. Каждый рейс в зависимости от загрузки и типа самолета "стоил" от 2,5 млн до 5 млн рублей. Кабмин уже распорядился выделить Росавиации из резервного фонда 1,5 млрд рублей для компенсации авиакомпаниям затрат на возвращение россиян из-за рубежа. Сейчас ведомство разрабатывает методику подсчета убытков перевозчиков, поскольку единой методики пока нет - какие-то перевозчики включают в подсчеты, например, косвенные убытки и недополученную прибыль, какие-то - нет. Меры поддержки В марте Нерадько назвал список мер, которые могут помочь авиакомпаниям пережить кризис. Одна из них - снижение ставки сбора за аэронавигационное обслуживание до октября - уже заработала. По оценкам Росавиации, это поможет перевозчикам сэкономить 4,7 млрд рублей. Среди предлагаемых ведомством мер - договоренность с лизингодателями о снижении ставок на лизинг самолетов, продление нулевой ставки НДС на рейсах в обход Москвы, а также прямая финансовая помощь. Минтранс, Минфин и Минэкономразвития должны были к 5 апреля разработать меры финансовой поддержки транспортных компаний - такой пункт есть в утвержденном правительством плане первоочередных мероприятий и действий по обеспечению устойчивого развития экономики на фоне пандемии коронавируса. В министерстве транспорта ТАСС сообщили, что направили предложения в Минэкономразвития, но суть предлагаемых мер не раскрыли. Три крупнейших российских аэропорта - Шереметьево, Домодедово и Внуково - уже сообщили, что пока не будут поднимать тарифы для авиакомпаний. Впрочем, им самим приходится нелегко - большинство уже закрыло помещения, где обслуживают международные рейсы. Международная ассоциация аэропортов направила премьер-министру РФ Михаилу Мишустину письмо с просьбой принять конкретные меры поддержки, но пока о действиях по помощи именно аэропортам правительство не сообщало. "Очевидно, что поддержка со стороны правительства в том объеме, который запрашивают авиакомпании и аэропорты, оказана не будет, - говорит исполнительный директор отраслевого агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. - Учитывая, что авиаперевозки - один из ключевых факторов обеспечения связанности территорий и транспортной доступности, поддержка будет оказываться адресно в виде субсидий полетов на дальневосточных и региональных линиях, как это происходит уже несколько лет. Движения в сторону спасения авиакомпаний как юридических лиц пока не предвидится". Дело рук самих нелетающих Ни одна авиакомпания пока официально не представила свой антикризисный план. Ранее эксперты прогнозировали, что на фоне сокращения международных полетов перевозчики переориентируются на внутренний рынок. Но так как спад перевозок затронул и его, авиакомпании нашли более нестандартное решение: например, S7 и "Якутия" сообщили, что воспользуются паузой, чтобы отправить свои самолеты на внеплановый ремонт. Например, "Якутия" заявляла о планах направить машины на C-check (такой ремонт выполняется примерно раз в полтора-два года и занимает около двух недель). Также на рынке появилась тенденция на переориентацию компаний с пассажирских на грузовые перевозки. Как писала во вторник газета "Коммерсантъ", российские компании получили разрешение перевозить грузы в салонах авиалайнеров, тогда как до этого их помещали в багажные отсеки. Например, так поступила Nordwind. Крупнейший кризис "Авиакомпании столкнулись с таким внезапным и пугающим кризисом впервые за всю историю российской авиации", - говорил генеральный директор "Победы" Андрей Калмыков еще в середине марта. Исполнительный директор отраслевого агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев согласен, что нынешний кризис стал крупнейшим за всю историю - все предыдущие были менее масштабны и не так сильно затрагивали именно авиацию. "Драматизм нынешнего кризиса столь велик в силу двух причин. Никогда раньше мировая гражданская авиация не была столь масштабной отраслью, к 2020 году мы находились на пике по пассажиропотоку, объему флота, по объему выручки. Второе - гражданская авиация трансгранична, основную ее часть составляют международные перевозки, которые вследствие последних событий были парализованы", - пояснил Пантелеев. По его словам, в России гражданская авиация в последние 30 лет не раз переживала спады, которые вызывались как внутренними, так и внешними причинами. Первый из них был связан с распадом СССР и последующим разрывом экономических связей и снижением покупательской способности населения, второй - с дефолтом 1998 года. Мировой кризис 2008-2009 годов привел к уходу с рынка ряда средних и малых авиакомпаний, а назначенная тогда спасателем компания "Атлант-Союз" сама потерпела крах. Не так сильно, по его словам, отразились на рынке и события 2014-2015 годов. Тогда были закрыты полеты на Украину, а лоукостер "Добролет" (ныне "Победа") был вынужден сменить юридическое лицо из-за санкций ЕС, а теракт над Синайским полуостровом привел к полному прекращению полетов в Египет (прямые рейсы в Каир возобновились лишь три года спустя). "В отличие от предыдущих кризисов, выживаемость компаний в авиаотрасли зависит от ликвидности и от масштабов сокращения издержек. Беда заключается в том, что никто не знает глубины падения спроса после открытия границ и отмены ограничения на авиасообщение. Чудес не бывает, и вряд ли отрасль после открытия границ сразу сможет выйти на докризисные показатели. Вторичные последствия в виде сокращения экономической активности дадут о себе знать. Восстановление докризисных показателей по пассажиропотоку затянется на весь 2021 год и, вероятно, на более отдаленную перспективу", - заключил эксперт.