Войти в почту

«Гарантировать что выживут все, никто не может»: туроператор о банкротствах в туриндустрии

Дмитрий Арутюнов, владелец и генеральный директор «АРТ-ТУР», стал участником марафона в поддержку турбизнеса 4 мая #tourbusiness_no_stress. На днях вместе с единомышленниками – руководителями PAC GROUP, Space Travel, «Русский Экспресс», ICS Travel Group, TUI Россия, «Музенидис Трэвел» он инициировал обращение в Минэкономразвития – его подписали на сегодняшний день более 1300 компаний отрасли. Турбизнес просит замминистра Сергея Галкина и главу Ростуризма Зарину Догузову внести в пакет мер поддержки туротрасли возможность компаниям отложить выполнение обязательств перед туристами, чьи планы поездок были нарушены из-за распространения в мире коронавируса. Дмитрий Арутюнов пояснил ведущей марафона Татьяне Дмитровой (медиахолдинг «БАНКО»), почему такое решение может сохранить рынок и предотвратить череду банкротств: все участники мировой системы оказания туристических услуг связаны между собой. Сейчас, когда большинство стран на законодательном уровне приняло у себя правила, позволяющие перенести обязательства на конец 2021 года, невозможно требовать от российских туроператоров немедленно рассчитаться с клиентами согласно российскому законодательству. Эксперт привел такой пример: если билет куплен на фамилию Петров и туроператор из собственных ресурсов вернет ему деньги, то потом, когда авиакомпания будет готова предоставить Петрову перевозку, она не сможет компенсировать затраты туроператору и переоформить билет на Иванова. Все обязательства строго персонифицированы. Так оно и останется, чтобы избежать спекулятивного оборота долговых обязательств. Глава «АРТ-ТУР» констатирует: «Сейчас общий интерес – не разорить ни одно из звеньев этой цепи, попробовать отложить обязательства или получить деньги после того, как все наши контрагенты начнут предоставлять возвраты». Очень многое зависит от правительственных структур – в чрезвычайных условиях принятие популистских решений может только навредить экономике. «Тем более мы стоим перед выбором – принять нашу позицию, тем самым сохранив отрасль и избежав массовых банкротств, закрытия многих компаний. Или же, как только закончится мораторий, неизбежно начнется волна банкротств: ни у кого нет входящей выручки, длинных денег, и средства, предоплаченные клиентами, в большинстве своем находятся на счетах партнеров». «Кто придет дальше, если осуществится негативный сценарий? – задается вопросом эксперт марафона. – Те же люди, которые меняют свое юридическое название». Он приводит пример банкротства авиакомпании Swiss Air – она объявила о недееспособности в 2001 году и уже в скором времени вышла под новой маркой – Swiss. Дмитрий Арутюнов не исключает, что такие ситуации возможны и сейчас, но от них потребителю – намного хуже, чем если компания имеет возможность расплатиться с клиентами. Он также уверен – в будущем, когда откроются границы и индустрия путешествий вновь начнет функционировать, туроператорам не стоить слишком давить на своих партнеров-поставщиков. В ситуации снижения спроса им также придется крайне непросто. Например, в гостиничном бизнесе клиентский выбор может сместиться на объекты, которые более соответствуют новому пониманию безопасности – располагают большими территориями, не допускают скученности гостей. «Гарантировать, что выживут все, никто не может – отели, не соответствующие этим нормам и не имеющие лояльных клиентов, пострадают больше всего», – считает эксперт. Но в любом случае корректировок не избежать никому: «Уже сейчас даже в избалованных спросом в хорошем смысле отелях на Мальдивах и в ОАЭ идет снижение цен». В этом есть предел, собственники гостиниц могут прийти к выводу о финансовой нецелесообразности продолжения работы в качестве объектов туриндустрии и перепрофилироваться, к примеру, в госпитали. Бумерангом невыполнение обязательств в цепочке оказания туруслуг ударит по остальным звеньям. Поэтому так важны, по мнению Дмитрия Арутюнова, те процессы консолидации турбизнеса, которые происходят сейчас: «За свои 30 лет в индустрии могу сказать, что не сталкивался с подобным, это уникальный случай единства». При этом эксперт соглашается, что даже на российском туроператорском рынке есть те, кто рассуждает: «Все умрут, а я останусь», поэтому действуют против мер, способных удержать баланс на рынке. Однако он не сомневается, что компании, привыкшие к амбициозной стилистике поведения, не смогут избежать серьезных проблем, если отрасль начнет по-настоящему лихорадить. Смотрите видеомарафон #tourbusiness_no_stress прямо сейчас. Обсуждайте новости в комментариях на YouTube-канале «Полезно познакомиться с Татьяной Дмитровой».

«Гарантировать что выживут все, никто не может»: туроператор о банкротствах в туриндустрии
© TourDom