Тайна перевала Дятлова: Туристы поплатились за священного идола манси
В самом начале всей эпопеи с расследованием шокирующего происшествия на перевале Дятлова у следственных органов сразу же возникло несколько правдоподобных версий гибели молодых туристов. И одной из них была версия причастности к смерти студентов народности манси. Но со временем, после проверки всех фактов и свидетельств, прокурорские работники отвергли это направление расследования, признав, что, в общем, такая постановка вопроса мало похожа на реально произошедшие события. «Произведенным расследованием не установлено присутствие 1 или 2 февраля 1959 г. в районе высоты "1079" других людей, кроме группы туристов Дятлова, – было сказано в постановлении о прекращении уголовного дела (том 1, лист 384-387). – Установлено также, что население народности манси, проживающее в 80-100 км от этого места, относится к русским дружелюбно – предоставляет туристам ночлег, оказывает им помощь и т. п. Место, где погибла группа, в зимнее время считается у манси непригодным для охоты и оленеводства». Но идет время, и на поверхность всплывает все больше мелких фактов, которые вызывают у исследователей трагедии сомнения по поводу тех или иных версий. Так, один из них, уфолог и блогер Валентин Дегтерев, поставил под сомнение тот факт, что манси категорически не могли быть причастны к этому событию. В частности, он обратил внимание на предмет, из-за которого на перевале могли разыграться нешуточные страсти. А именно – на бревно, напоминающее священный для манси языческий идол, который вполне мог бы пролить свет на происшествие более чем 60-летней давности. Общеизвестно, что как ханты, так и манси, вот уже практически тысячу лет живут рука об руку с русским народом, соприкасаясь в быту и охотничьем промысле. Но, несмотря на то, что много раз их пытались обратить в христианство, манси так и остались, по сути, язычниками, принимая лишь русские имена, иногда язык, но не православную веру. Такое положение дел дошло и до наших времен. Впрочем, оно оставалось таковым и в 1950-1960 годах, особенно благодаря советской власти с ее атеистической пропагандой. Ничего не изменилось: манси поклонялись только «истуканам» и «болванам», то есть идолам, установленным на капищах в «местах силы». Им приносили в жертву шкуры зверей, животных, а иногда и своих соплеменников или пленников, отвоеванных у других народностей севера. А в 1959 году, во время прохождения по маршруту, дятловцы, минуя реку Ауспия, соорудили на ее берегу лабаз с запасами продуктов, необходимых или запасных вещей. Это временное хранилище (подвесное или на длинных слегах – бревнах) делалось для того, чтобы к его содержимому не смогли добраться дикие звери. И для постройки лабаза они, видимо, по незнанию, срубили стоящее там вертикальное бревно – идола. Это место в ходе поисковой операции обследовали спасатели, которые обнаружили на фоне разрушенного лабаза такое необычное бревно, имеющее в верхнем торце остроконечный козырек. А на самом же бревне круглую его часть посередине частично разравняли и вырезали на этом ровном месте лицо идола. И сделали это манси, что доказала сравнительная экспертиза. Исследователь Валентин Дегтерев уверен: из-за своего же невежества студенты-атеисты из группы Дятлова, не ведая, что они творят, и не зная, что именно за бревно перед ними, срубили священный идол манси, чтобы построить на этом месте лабаз, и, в результате, были убиты за это ими. Отчасти это подтверждает и характер травм, которые были нанесены туристам, и отчаяние, с которым студенты сопротивлялись. Вообще, тысячелетняя история столкновения русских первопроходцев с народами севера показывает, что ханты, манси, чукчи, якуты, эвенки и другие народы Сибири и Полярной части современной России всякий раз отчаянно сопротивлялись пришельцам, не желая уступать своей территории. Некоторые исследователи севера даже считают их чрезвычайно злыми и негостеприимными. Но их тоже можно понять: малочисленные народности боялись ассимилироваться и «потеряться» в большом по численности населении русских людей, а также лишиться своих языческих верований. А посему и были «себе на уме» – наедине со своими «болванами», «истуканами» и идолами. А тут приходят непрошеные дятловцы и лишают их сакрального божества, оскверняя их пусть и языческую, но веру. А чего можно ожидать после этого от необразованных и темных людей? Результат очевиден, хотя и совершенно непредсказуем для уральских студентов, воспитанных в духе атеизма и традициях советского общества. Однако черта дозволенного пройдена, и оскорбленные манси начинают действовать и мстить за свои оскверненные святыни. Все остальное известно. Впрочем, это только версия, но она, вполне возможно, имеет под собой вескую причину – причину, ценой которой могли стать жизни девяти студентов. Новости по теме: Тайна перевала Дятлова: Убийцей мог быть тот, кого навязали студентам в последний момент