«На берегу медведь поедал овцебыка, а в воде плескались киты…» Как я работала стюардом на арктическом корабле
АВТОР Алена Антонова Стюард «Полярного Пионера» 240 дней без единого выходного я работала стюардом на корабле, доставляющем туристов в Арктику и Антарктику. Побывала в обоих полушариях, пересекла экватор, видела рождение айсбергов и почти поймала кита за... рог. Да-да, именно рог! Как попала на корабль Я преподавала йогу в одной студии в Петербурге. Однажды на занятия пришел молодой человек, который оказался штурманом круизного судна. Он так захватывающе рассказывал о своих приключениях в дальних морях, что я загорелась идеей устроиться на работу на судно. Парень дал мне телефон директора круизной компании. Впрочем, я не позвонила. У меня были другие планы. С подругой поехали в долгое путешествие, сначала по Европе, затем автостопом по Сибири. Добрались даже до Байкала. Вернулась без копейки, работы тоже не было. Тогда я вспомнила про предложение штурмана и сделала звонок. Мне предложили оформить паспорт моряка, на что ушло три месяца. Затем меня позвали на работу стюардом. Именно так, не стюардессой, поскольку на флоте все профессии мужского рода. Как все организовано «Полярный пионер» — это по сути большая шхуна, хотя и ледового класса. Построили его в 1982 году в Финляндии как научно-исследовательское судно для работы в северных морях и называлось оно тогда «Академик Шулейкин». «Полярный пионер» пробирается сквозь арктические льды В 2000 году «Академика» превратили в прогулочный теплоход: оборудовали 29 пассажирских кают — от мини-люкса до трех- и четырехместных, сделали по бортам два небольших ресторана. Теперь на нем ходят не ученые, а туристы. Экипаж состоит из 20 человек, из них пять — девушки-стюарды. Две работают горничными в каютах пассажиров, одна — в пассажирском ресторане, одна обслуживает кают-компанию экипажа и старший стюард. Особые навыки для этой работы не требуются. Редкие минуты отдыха Нашими пассажирами были в основном пожилые состоятельные граждане из Австралии, США, Канады и Новой Зеландии. Россиян среди них не было. Чтобы не терять форму во время плавания, я стала вести йогу для пассажиров Некоторые ездят в полярные круизы по два-три раза. Для меня это было удивительно поначалу. Все-таки подобное путешествие — удовольствие недешевое. За две недели на судне в не самых комфортных условиях нужно заплатить 10 тысяч долларов. Про особенности работы Самое неприятное в плавании — это морская болезнь. На гигантских круизных лайнерах есть специальные стабилизаторы качки, но и там при сильном волнении океана ощущения у пассажиров — не из приятных. Наш небольшой «Пионер» иногда болтает так, что хочется лечь в койку и не вставать. Но надо работать. Бывало, чищу унитаз до безупречной белизны, и вдруг содержимое желудка непроизвольно вырывается наружу… Чищу снова. Помогали только таблетки от укачивания, которые давал наш врач-австралиец. Правда, у лекарства есть побочный эффект: постоянно хотелось спать. Человека укачивает даже при небольшом волнении моря. А теперь представьте, что мы чувствовали, когда проходили пролив Дрейка, который соединяет Тихий и Атлантический океаны. Это между южной оконечностью Америки, мысом Горн и антарктическим архипелагом Южных Шетландских островов. Пролив Дрейка считают самым штормовым местом на планете и называют «форточкой Ревущих 40-х Ветров» — это из-за постоянного западного ветра, скорость которого достигает 126 километров в час. Плюс сильное течение и волны высотой до 15 метров. Нас сильно штормит... Пассажиры и свободные от вахты члены экипажа лежали пластом в своих каютах. Стоял страшный грохот: падало всё, что забыли или не успели закрепить. А мне при такой качке приходилось нести с камбуза суп… Кстати, не пролила ни разу! Ради чего я отправилась в путешествие Конечно, я пустилась в это путешествие-приключение не ради денег. Стюарду платят 1200 долларов в месяц. При желании такой доход можно получить и на суше. Тем более, труд на судне действительно тяжелый. Жизнь в условиях замкнутого пространства и постоянной качки среди ограниченного круга людей, каждый из которых со своим характером и привычками, делает из тебя закоренелого интроверта. От любого нового контакта просто передергивает. Счастливые моменты моего путешествия Тогда зачем все это? Для меня ответ очевиден: если бы не такое временами экстремальное путешествие, я бы никогда не побывала на антарктической станции, где полярники проводят по году и где кругом только ледяная пустыня. И никогда бы не узнала удивительную и прекрасную природу, которая еще сохранилась в приполярных областях на Севере и Юге. Что меня удивило Когда судно приходит в пункт назначения, туристы садятся в моторную лодку и на ней подплывают к берегу. Смотрят, как живут белые медведи, морские котики и другие животные. Такие высадки бывают несколько раз в день. Пассажиры могут высаживаться на льдины и рассматривать животных вблизи Перед каждой высадкой необходимо обработать специальным раствором сапоги, пропылесосить одежду. Ведь бактерии, споры и пыльца растений с других территорий крайне опасны для экосистемы этих мест. Белая медведица, выпрашивающая еду На Шпицбергене я впервые в жизни видела белую медведицу. Она стояла на льдине, а капитан так мастерски к ней подвел судно, что между нами было не больше пяти метров. Медведица не испугалась, а наоборот, пошла навстречу. Она ложилась на лед, переворачивалась, как делают кошки, чтобы их погладили. Поняв, что еды не будет, медведица отправилась дальше по льду искать тюленей. Там же на Шпицбергене я наблюдала, как рушатся ледники. Огромные куски льда — новорожденные айсберги — падают с грохотом бомбы в воду, разбрызгивая ее на десятки метров и создавая мини-цунами. Новорожденные айсберги По пути нам встречались тюлени, моржи, морские котики и белухи, а также самые большие в мире животные — синие киты. В Кьёруфф-фьорде я отправилась покататься на одноместном каяке. На берегу полярный медведь поедал овцебыка, а рядом со мной всплывали редкие киты — нарвалы. Те, что с бивнем. Ужаса натерпелась! Природа, которая сохранилась в приполярных областях на Севере и Юге, поражает своей первозданностью В Южной Георгии встретила морских слонов — там их целые семьи. А еще морских котиков. С виду не скажешь, но это очень агрессивные животные, которые постоянно норовят напасть. Котики очень быстрые и мощные, поэтому бегать от них не стоит, обязательно догонят. Мы от них защищались лыжными палками. Что мне дал этот опыт Путешествие стало для меня своего рода духовной практикой. Только не в храме или в горах Тибета, а в условиях замкнутого пространства, тяжелой работы и среди людей, которых я не выбирала. Иногда срывалась, но я научилась с этим справляться. Я узнала себя настоящую, без прикрас — такое могло произойти только в подобных условиях. Несмотря на все трудности, я была неимоверно счастлива! Когда после четырех месяцев плавания ты сходишь с борта, земля уходит из-под ног. Ты будто снова учишься ходить. Ощущение убегающей земной тверди через неделю проходит, но зато теперь ты точно знаешь, как в жизни нужно ставить шаг