"Седьмое небо" Крыма
Крымский август принес щедрый урожай фестивалей. Все знают о масштабной и "громкой" "Тавриде" . Тот форум, о котором у нас пойдет речь, был более скромен, несмотря заявленный международный статус. Фестивалю всего второй годик, у него все впереди – обретение опыта, преодоление организационных трудностей, налаживание работоспособной практики и прочие шаги к развитию. Итак. С 6 по 10 августа в поселке Николаевка Симферопольского района состоялся второй международный литературно-музыкальный фестиваль "Седьмое небо". Его инициатором выступила региональная общественная организация "Союз писателей Крыма" и ее председатель Вячеслав Килеса. Активную помощь в проведении фестиваля оказали администрация Николаевского сельского поселения, Министерство культуры Республики Крым, информационную поддержку вели литературный журнал "Белая скала" и газета "Литературный Крым". Вячеслав Килеса и Ленора Сеит-Османова открывают фестиваль. Фото: страница арт-клуба "Февраль" в "ВК". О Союзе писателей Крыма надо сказать особо. Нередко можно встретить мнение, что союз писателей как организационная и тем более творческая структура себя изжила, что это – явление советского прошлого, которое уже не соответствует современной жизни, целям и задачам литературы. Главная "вина" теперешних СП – что они не дают нынешнему литератору тех социальных гарантий и благ, какие предоставлял их предшественник, ибо располагают куда меньшими возможностями и средствами. А значит, и дельных свершений от сегодняшних писательских союзов ожидать не стоит. Во многом эти замечания справедливы. Но не секрет и иное – все зависит от самой организации и руководителей. Союз писателей Крыма совсем молодой – образован несколько лет назад, но заявил о себе оригинально. Это один из немногих в нашей стране писательских союзов, отказавшийся от "территориального признака". В СП Крыма на сегодня 69 человек, проживающих отнюдь не только в Крыму, но и во всех городах России и даже за рубежом. Насколько мне известно, такой принцип исповедует еще только Союз писателей Москвы, куда – в особенности по итогам Ежегодных семинаров для молодых писателей – принимают одаренных авторов, невзирая на прописку. Закрытие форума. Фото: страница арт-клуба "Февраль" в "ВК". Как говорит руководитель семинарского проекта, первый секретарь Союза писателей Москвы Евгений Сидоров: "Единственное, для чего нужен писательский союз – чтобы люди одной эстетической платформы общались и читали друг друга". По этому завету и поступили крымчане: кинули клич, нашли по регионам России людей своей эстетической платформы, предложили влиться во вновь создаваемую организацию. Призыв услышали даже далеко от Черного моря. Например, в ярославском филиале СП Крыма уже почти два десятка человек. В основном пополнение союза произошло за счет литературных объединений. Именно такие творческие структуры ведут сейчас бурную литературную работу, несмотря на то, что не всегда утруждают себя формальностями "социализации". На фестиваль из разных концов нашей страны приехали члены Союза писателей Крыма, но ими не исчерпывался круг участников. Были также представители различных лито, делегаты от других творческих союзов, просто неравнодушные к искусству люди. Такой масштабный слет стал возможен благодаря тому, что средства на его проведение выделил Фонд президентских грантов. С помощью федерального центра людям было обеспечено проживание в райском уголке света, под "Седьмым небом". Особенность крымского действа состояла в его очной форме. Большинство культурных публичных акций в России в этом тяжелом году отменены или отложены до лучших времен. Но "Седьмое небо" прошло "вживую", а не онлайн. Разумеется, фестиваль строжайшим образом соблюдал требования Роспотребнадзора. Это повлекло за собой некоторые процедурные сложности. Например, пришлось сократить количество членов жюри и выбрать безопасное размещение гостей в помещениях Дома культуры поселка Николаевка, где проходила почти вся "соревновательная" часть. В итоге конкурсанты читали свои тексты или исполняли песни в зале в присутствии одного только жюри, а слушатели сидели на улице, куда были вынесены микрофоны. Жаль, что коронавирус внес свои коррективы даже на высоте "Седьмого неба", но, с другой стороны, он дал команде бесценный опыт преодоления трудностей и принятия креативных решений. Регистрация конкурсантов. Ленора Сеит-Османова и Елена Данилова. Фото: страница арт-клуба "Февраль" в "ВК". Участниками фестиваля "Седьмое небо" были 123 человека. Это гости из многих городов материковой России: Твери, Сергиева Посада, Ярославля, Балашихи, Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска и Красноярского края, Самары, Чехова, Архангельска, Нижнего Новгорода, Вологды, Вязьмы, Воронежа и других. Крымчане съехались из Симферополя и Севастополя, Ялты, Гурзуфа, Бахчисарая, Евпатории, Сак. Союз русскоязычных писателей Болгарии прислал "Седьмому небу" поэтичное приветствие. В письме говорилось: "Мы с огромным вниманием и удовольствием наблюдаем за культурной жизнью Крыма, в которой особое место и значение имеет данный фестиваль, ведь он реально содействует укреплению и расширению связей творцов России, СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. … Вы, дорогие коллеги из Крыма, показываете всем странам, что Крым является истинной жемчужиной культурой жизни как России, так и всего мира". Кстати, крымские писатели Вячеслав Килеса и Юрий Поляков являются Почетными членами СРПБ, а двуязычная болгарская газета "Русия днес – Россия сегодня" постоянно знакомит своих читателей с авторами из Крыма и мероприятиями, проходящими на этой земле. Так что международное участие в фестивале, верится, будет расширяться. К специальным конкурсным номинациям для юных участников привлекли 26 начинающих писателей – жителей Крыма. На фестиваль ребята прибыли в сопровождении родителей и педагогов. Для кого-то из них "Седьмое небо" оказалось первым шагом в литературный процесс. Детям и подросткам были адресованы мастер-классы от прозаика Владимира Замышляева – председателя правления Красноярского отделения Союза писателей России, поэтессы Ольги Борисовой из Самары, главного редактора альманаха "Параллели" и поэтессы Веры Грибниковой из Твери, члена нескольких писательских союзов и ведущего методиста "Дома поэзии Андрея Дементьева". Выступление на "свободном микрофоне". Фото: страница арт-клуба "Февраль" в "ВК". Открытием фестиваля все дружно назвали его самого младшего участника – Степана Радионова, которому всего девять лет. При этом фестиваль для мальчишки уже не первый – "дебют" состоялся, когда юному стихотворцу было пять (!) лет. А самое раннее "стихотворение в прозе" Степан, как рассказала журналистам его мама Ксения, он сочинил в три года: "Пока идет снег, можно успеть завязать ботинки и слепить снеговика". Сейчас Степан расширил спектр своих творческих возможностей – помимо стихов, стал писать эссе. Одно из них он зачитал на "свободном микрофоне" и покорил взрослых слушателей серьезностью мировосприятия и техничностью текста, какой могли похвастаться не все зрелые выступающие. Так же, как разные географические и климатические зоны, фестиваль объединил различные жанры: литература соседствовала с авторской песней. В литературных номинациях были отражены, кажется, все возможные виды деятельности. В номинации "Малая проза" отдельные номинации выделили под юмористические и фантастические рассказы, а самая многочисленная называлась "Свободная тема". Поэтических номинаций оказалось три: "Стихи для детей", "Духовная лирика", "Любовная лирика". Столько же было публицистических номинаций: "Наша Родина – Россия", "О дружбе" и "Публицистика военно-патриотическая". Конкурс исполнителей авторской песни назначили на заключительный день фестиваля, так что можно сказать, тот завершился с музыкой. Лауреатами конкурсных номинаций стали в общей сложности 63 человека, а гран-при фестиваля выиграла Марина Полякова. Жюри возглавил член Союза писателей России Андрей Галамага – поэт, драматург, сценарист. В состав жюри вошли также член Союза писателей Крыма Юрий Поляков (не путать с московским Поляковым!) и член Союза писателей России Сергей Кузичкин, авторы многих книг, выходивших в издательствах разных городов. Дни фестиваля были посвящены конкурсам, мастер-классам и прочей литературной работе, а вечерами неизменно устраивался свободный микрофон под руководством поэтессы и писательницы Леноры Сеит-Османовой, главного редактора журнала "Белая скала". Один из вечеров отвели под выступления участников фестиваля в пансионатах Николаевки и ее окрестностей. Члены жюри. Фото: страница арт-клуба "Февраль" в "ВК". Поселок Николаевка заслуживает теплых слов. Он далеко не так "на слуху" вне Крыма, как прославленные курорты Судак и Гурзуф или литературная Мекка Коктебель. Между тем жители крымской столицы ценят его как самое близкое к Симферополю море (на западном берегу Крыма). Тут всего 60 километров от города, и симферопольцы любят выезжать в Николаевку на выходные или даже вечерами. Благодаря этому в Николаевке сложилась курортная инфраструктура – побережье застроено санаториями и домами отдыха, а также есть множество частных отелей, два из которых любезно приняли гостей фестиваля. Полоса пляжей тянется на восемь километров. Галечные пляжи чередуются с песчаными. Местные считают, что западный берег Крыма благоприятнее для отдыха, чем южный: он не гористый, а степной, потому здесь больше солнца, ровнее погода и вечерами дует романтичный морской бриз. История умалчивает, было ли на месте Николаевки какое-то античное поселение. Самому поселку немногим более 150 лет. В 1858 году ветеранам Черноморского флота в награду за героизм, проявленный в Синопском сражении и при обороне Севастополя на западном берегу Крыма дали земельные наделы для проживания. В их числе был матрос Андрей Бобырь. Он считается основателем Николаевки, в центре поселка, возле Дома культуры, стоит памятник Бобырю. На постаменте описан подвиг моряка – он вместе с сыном Дмитрием нес службу в Крымскую войну на бастионах Малахова кургана. После войны Бобыри были награждены Георгиевскими крестами, медалями и царской грамотой. Поселок Николаевка начинался с землянок, которые вырыли его первые жители. Могила Бобырей – один из охраняемых памятников Крымской войны 1854-1855 годов. Происхождение названия поселка вызывает споры: то ли оно пошло от родника Николов ключ, у которого обосновались первые поселенцы, то ли от Николая Чудотворца, самого чтимого моряками святого, в чью честь поставили они храм. Среди сегодняшних николаевцев около ста человек считают себя потомками Бобырей. Но как курорт местечко стало использоваться только в советскую эпоху. Сейчас администрация поселка заинтересована в развитии туристического и курортного потенциала, потому поддерживает культурные и творческие начинания. Памятник Бобырю. Фото: c-pravda.ru. Остается добавить, что литературная жизнь Крыма вообще весьма богата и разнообразна. Вскоре после окончания "Седьмого неба" уже в седьмой раз прошел фестиваль "Интеллигентный сезон" (в этом году – в Алуште). В благоприятные годы – а это все годы без коронавируса – литературные, музыкальные и прочие арт-форумы в Крыму буквально сменяют друг друга. Но не фестивалями едиными поддерживается литературная активность. Я познакомилась на форуме с членами арт-клуба "Февраль" из города Саки, которым руководит Елена Данилова. Эти люди выступали на "свободных микрофонах" не поодиночке, а командой, показывая небольшие литературно-вокальные номера, чем и привлекли внимание. Оказалось, это давно разработанный и отлаженный формат взаимодействия клуба с публикой. Арт-клуб постоянно действует в одной из библиотек родного города, а также выступает в культурных учреждениях городов и поселков Крыма, ведет занятия с молодыми авторами, ездит на большинство литературных фестивалей и всеми иными способами вносит в жизнь элементы прекрасного. О своих достижениях клубисты рассказывают на страничках в социальных сетях. Пожалуй, "материковым" писателям есть чему поучиться у крымских коллег. Эпоха "искусства в башне из слоновой кости" безвозвратно прошла, творческим людям необходимо выходить к людям, самим создавать свою аудиторию – а уж она не останется равнодушной. Зрители фестиваля. Фото: страница арт-клуба "Февраль" в "ВК". Из России кто-то смотрит на Крым через призму политики, формирует условности, негативно оценивает поездки на полуостров… От самих крымчан я ни разу ничего "враждебного" не слышала и только получала приглашения на те или другие мероприятия – как и все прочие гости "с материка". Здесь люди стремятся к объединению творческих сил, невзирая на границы и политические вопросы. Не тем ли искусство выше политики, что объединяет, а не разобщает?..