Войти в почту

Авиаэксперт Гусаров оценил перспективы международных авиаперевозок

Росавиация односторонне не откроет ни одно международное направление, считает эксперт в области гражданской авиации Роман Гусаров. Полеты возможны только в 6 стран мира В четверг 17 сентября Росавиация проведет заседание межведомственной комиссии. Причиной этого мероприятия стали запросы операторов по допускам на зарубежные рейсы, включая и те государства, которые в настоящее время закрыты. Россия разрешила полеты в шесть стран мира: Турция, Танзания, Великобритания, Египет, ОАЭ и Мальдивы. Остальной мир закрыт для полетов из России, а значит Росавиация не может выдавать туда транспортные допуски. «В ряде авиакомпаний действительно начали запрашивать допуски в те страны, куда летать нельзя, но эта затея не имеет смысла. Нельзя получить то, что запрещено. Вот если откроют новые страны, то тогда об этом можно говорить», - заключает Гусаров. Скорее всего, компании обозначают регулятору желаемые направления, на которые они хотели бы открыть свои рейсы. «Это обусловлено экономической ситуацией компаний. Кроме того, операторы чувствуют рынок и понимают, куда было бы целесообразно летать. Только открытие данных направлений не зависит как от самих авиакомпаний, так и от Минтранса РФ, поскольку решение по этим вопросам сейчас принимаются на уровне Правительства РФ», - констатирует Гусаров. В данном решении Правительства РФ учитываются мнения Минтранса и Роспотребнадзора, т. е. тех государственных органов, которые отвечают за санэпидемиологическую ситуацию в России, но и оценивают положение дел в других государствах. «Сегодня существует предчувствие, что мы стоим на пороге второй волны коронавируса. Тут надо учитывать позицию других государств – многие из них считают, что прибытие россиян небезопасно», - резюмирует Гусаров. Россия продолжает находиться в черном списке Евросоюза наряду с США. Непонятно, когда будет возобновлено сообщение между Россией и государствами Старого континента. Точных дат нет, но это произойдет не ранее середины октября. «Государственные органы проводят анализ ситуации в России и в других странах, делают выводы – безопасно или небезопасно открывать полеты по этим направлениям, поскольку существует угроза второй волны пандемии», - заключает Гусаров. В России дела с коронавирусом не улучшаются – у нас снова наметился рост заболевших. «Здесь сложный процесс. Учитывается как мнение Роспребнадзора, так и позиция правительств тех государств, с которыми мы хотим открыть авиасообщение. Поэтому авиакомпании сегодня просто заявили о собственных пожеланиях и предпочтениях. Это не значит, что Россия откроет допуск к полетам в обозначенные направления», - констатирует Гусаров. Больше всех пострадал «Аэрофлот» «Что касается доходов, то у «Аэрофлота» доля международных линий в прибыли составляет где-то половину. Эта компания потеряла больше всех, поскольку «Аэрофлот» является назначенным перевозчиком в многие страны», - заключает Гусаров. Другие компании пострадали не так из-за того, что зарубежные направления составляли меньшую долю в их бизнесе. «Благодаря этому доходы S7 сегодня выше, чем у «Аэрофлота». Данная компания делала ставку на внутренние перевозки. Точно такая же ситуация у других авиакомпаний – Utair, «Уральских авиалиний» и т.д.», - резюмирует Гусаров. Еще урон понесли те авиакомпании, которые изначально создавались под туристические направления, т. е. под чартеры. «У нас существует определенное число средних компаний, которые зарабатывали на перевозке туристов в теплые страны по заданию туристических операторов. Они действительно находятся в тяжелом положении из-за потери почти всего бизнеса. Им непросто, но, как говорится, каждый выкручивается как может», - констатирует Гусаров. Нельзя определить долю потерь российских авиакомпаний от закрытия международного рынка авиаперелетов – у каждой структуры своя ситуация. У кого потери размером с весь бизнес, у кого-то – значительно меньшая доля. Льгота по НДС будет работать только вместе со столицей Минтранс РФ попросил первого заместителя председателя Правительства РФ Андрея Белоусова поддержать установление нулевой ставки НДС на все внутренние перевозки на период с 2021 года до конца 2024 года. «У нас нулевой НДС установлен для рейсов, которые выполняются по России, минуя Москву. Это на самом деле слабая поддержка авиационной отрасли, поскольку 80% пассажиров в России привязано к столице», - заключает Гусаров. Поэтому такое предложение может стать подспорьем для авиационной отрасли, но только в том случае, если Москва снова будет выполнять функции главного транзитного узла, но это случится только в случае восстановления международного рынка. «В условиях закрытия внешнего рынка Москва не выполняет транзитные функции, поэтому пассажиропоток упал в столице ниже некуда. В апреле-мае пассажиропоток в Москве составил 5% от прошлого года», - резюмирует Гусаров. В региональных аэропортах ситуация была лучше, но без восстановления Москвы даже эта льгота работать не будет. «Московские аэропорты являются транзитными пересадочными узлами, трудности которых усугубило как закрытие заграницы, так и карантин, который в течение нескольких месяцев действовал в Москве», - констатирует Гусаров.

Авиаэксперт Гусаров оценил перспективы международных авиаперевозок
© ФБА "Экономика сегодня"